Почти 40 процентов бензина, реализуемого на столичных АЗС, является низкопробным фальсификатом. |
Дикий рынок
Этой осенью автовладельцы в очередной раз собирались на митинги, требуя не только снижения цен на горючее, но и контроля за его качеством. Ведь почти 40 процентов бензина, реализуемого на столичных АЗС, является низкопробным фальсификатом. И за эту, без преувеличения, горючую “бурду” водители выкладывают миллионы кровных рублей. По сути, за подорванное “здоровье” своих автомобилей и неблагоприятную экологическую обстановку в крупных мегаполисах.
Рецепт опасного во всех отношениях коктейля на днях стал известен и сотрудникам Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, которые нагрянули с проверкой на одну из нефтебаз в Подмосковье. Ее результаты шокировали: оказалось, что на автозаправочные станции Москвы и области отсюда ежедневно отправляли сотни тысяч тонн бензинового денатурата. Но и это не главное. Оказалось, что все АЗС работали под вывеской самой раскрученной и популярной топливной компании, одно только название которой автовладельцы привыкли считать гарантом высокого качества. В этом бизнесе крутились миллионы рублей и десятки известных фамилий. И, к сожалению, продолжают крутиться.
Потому что таких подпольных заводиков в Московской области как минимум несколько. Как раз на одном из них - в поселке Котельники Люберецкого района - оперативники и побывали. Здесь, на бывшей территории вертолетного завода имени Миля, подпольные короли бензоколонок с большим вдохновением готовили криминальную смесь. Сыщики наведались сюда ранним утром, однако схватить владельцев предприятия не успели. Судя по всему, хозяева нефтебазы были предупреждены о готовящейся проверке и успели скрыться, оставив вместо себя сотрудников ЧОПа. Но секьюрити, жалуясь на плохую память, так и не смогли назвать фамилии владельцев, а вместо договора на охрану предъявили весьма сомнительный документ. Оперативникам пришлось самим проводить осмотр территории подпольного завода, в ходе которого вырисовывалась следующая схема. Сюда на тщательно охраняемый участок подмосковной земли из нескольких регионов России текли реки низкооктанового топлива марки Аи-80. А выходили уже самые популярные сорта Аи-92 и Аи-95. Такое чудесное превращение происходило следующим образом.
В специальных резервуарах горючее смешивали с так называемыми агрессивными присадками. Однако они не могли гарантировать высокое октановое число топлива. По всем законам химии добавки повышали его всего на семь пунктов, тогда как злоумышленники старались выжать максимум. Поэтому теневики впрыскивали в состав... метиловый спирт, способный сделать топливом даже водопроводную воду. Но метанол имеет характерный запах, и чтобы заглушить его, умельцы пичкали топливо специальными реагентами. Представляете, какая получалась смесь? Однако она обладала еще одной особенностью - через несколько часов начинала распадаться на составляющие, вновь становясь низкооктановой. Вот такой сложный бензиновый букет и поступал на автозаправочные станции Москвы и области, однако ее продолжали продавать как бензин самой высшей пробы.
Оперативники просмотрели видеозаписи камер наружного наблюдения и установили, что в день с базы отправлялось по 30 - 40 автоцистерн. Это несколько сотен тысяч тонн фальсифицированного топлива, реализация которого приносила владельцам миллионные доходы. Согласно изъятым документам нефтебаза была открыта в 2003 году. Сколькими загубленными двигателями своих автомобилей столичные водители обязаны этому предприятию, остается только догадываться.
Сегодня предприятие закрыто, проводится проверка, цель которой - установление владельцев нефтебазы и привлечение их к ответственности. Однако сыщики не питают по этому поводу особых иллюзий. При том количестве всевозможных горючих жидкостей, которые официально производятся в стране, бензиновые кустари на Руси вряд ли переведутся. Ведь именно такие субстанции активно используются при изготовлении топливных суррогатов. А пока их можно свободно и безбоязненно приобрести, теневики будут и дальше гнать фальсификат.
Да и вообще, подпольный нефтяной бизнес по популярности можно сравнить разве что с другой российской лотереей - изготовлением алкогольного суррогата. Причем затраты и в том, и в другом случае минимальные.
Бензиновые махинаторы сначала подбирают участок земли, например, арендуя его у командования воинской части либо у крупного промышленного предприятия. Главное требование - соответствующая инфраструктура: крепкий забор, сигнализация или охрана, удобное железнодорожное и автомобильное сообщение. Как только теневики завезут емкости для хранения горюче-смазочных материалов, считай, нефтезаводик готов. Низкооктановое топливо легально приобретается на нефтеперегонных предприятиях. Когда доставленное горючее напичкают присадками, кустарям необходимо проявить сноровку. Ведь смесь со временем начинает расслаиваться на составляющие. Главное - успеть развезти ее по АЗС. При этом все сделки бензиновые короли проводят через подставные фирмы. Поэтому, лишь только правоохранительные органы начинают проверять на АЗС накладные, они сразу наталкиваются на тучи фирм-бабочек. Раскрутить такое уголовное дело очень сложно. Если, конечно, не поймать умельцев за руку.
А как это делается, оперативники продемонстрировали на примере проведенной недавно крупномасштабной операции в Наро-Фоминском районе Подмосковья. Сотрудники подразделения экономической безопасности МВД России провели здесь контрольную закупку нескольких тонн бензина марки Аи-92. Цена подделки - 9,5 рубля за литр. Исследование показало, что горючее было произведено из бензина марки Аи-80 путем добавления химически агрессивных добавок. На предприятии изъяли 36 тонн готовых к сбыту нефтепродуктов. Было установлено, что фальсифицированный бензин реализовывался в регионах, граничащих с Московской областью. По данным следствия, только в адрес одной из фирм было отгружено свыше сорока тысяч тонн фальсифицированного бензина Аи-95, в результате чего был получен доход в размере 141 миллиона рублей. А чуть раньше в результате аналогичной операции в подмосковном Красноармейске было ликвидировано несколько установок по производству суррогатного топлива. Примечательно, что агрегаты разместились на территории одного из федеральных предприятий Российского агентства по… боеприпасам. Оперативники проверили и деятельность фирм, которые поставляли на нефтебазу в Котельниках химические добавки. Кстати, заслуживает внимания мнение одного из бензиновых “бизнесменов”, считающего, что настоящего бензина в нашей стране быть просто не может. “Даже если вы наберете бензин сразу после перегонки на самом авторитетном предприятии страны, его качество будет заметно уступать европейскому аналогу”, - признался он.
Иннокентий СЛАВИН
Фото Виктора Машина
Московская обл.