Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

Побороть преступность поможет Суворов

У руководства страны и Министерства внутренних дел в настоящее время сложилось достаточно отчетливое понимание того, какими должны быть управленческие и правоохранительные структуры.

Точка зрения
Начальник Академии экономической безопасности МВД России доктор юридических наук профессор генерал-майор милиции Алик ХАБИБУЛИН.

Реформирование системы государственного управления, в том числе правоохранительных органов, на протяжении ХХ века проводилось несколько раз, и это закономерно - изменяется жизнь общества, изменяются функции и задачи системы государственного управления, системы охраны правопорядка. У руководства страны и Министерства внутренних дел в настоящее время сложилось достаточно отчетливое понимание того, какими должны быть управленческие и правоохранительные структуры, исходя из стоящих сегодня перед обществом задач. Отсюда - новые задачи по подготовке кадров, направленные на углубление профилизации, выработку механизмов закрепления и адаптации молодых сотрудников.

Чем болеют наука и практика
Основной тенденцией, характеризующей состояние системы подготовки кадров для правоохранительных структур страны на сегодняшний день, является нарастание потребности государства в высокопрофессиональных кадрах специалистов структур обеспечения законности и поддержания правопорядка, в том числе в сфере экономической безопасности. Сейчас ставится задача повышения отдачи от каждого сотрудника органов внутренних дел, качественного изменения уровня его профессионализма, поскольку одновременно проводится плановое сокращение общей численности сотрудников МВД.

Руководством страны и МВД предпринимаются серьезные шаги по трансформации системы профессиональной подготовки кадров. В течение трех ближайших лет планируется снижать численность как профессорско-преподавательского состава, так и курсантов и слушателей, с одновременной установкой на повышение качества обучения, углубление профилизации, усиление работы с выпускниками с целью закрепления их в органах внутренних дел, широкого использования научного и экспертно-аналитического потенциала учебных заведений МВД для совершенствования научно-методического и экспертно-аналитического обеспечения практики деятельности органов внутренних дел, обобщения и тиражирования передового опыта. Предстоит большая работа всего ведомства, всех уровней управления. Работа непростая, но чрезвычайно важная. Основным аргументом становится постоянное развитие форм и методов преступной деятельности, в особенности “беловоротничковой”, интеллектуальной преступности, с которой необходимо бороться буквально по-суворовски - “не числом, а умением”. Необходимо наращивание потенциала экспертно-аналитической деятельности как в практике работы низовых подразделений, так и в интеллектуальном обеспечении принятия управленческих решений.

Накопились “болезни” и у ведомственной вузовской науки. Главная - значительная степень абстрактности, оторванности от деятельности органов внутренних дел. Более того, даже те разработки, которые могут быть внедрены, не доходят до рядовых сотрудников и низовых подразделений. Не отлажена система внедрения в практику научно-методических разработок и передового опыта. Не случайно, а закономерно в этой связи появление в прошлом и нынешнем году приказов о научном обеспечении и внедрении передового опыта. Понятно, что мгновенного результата не получится, но это задает стратегически правильный вектор развития на усиление контакта науки и практики. Это относится и к уровню диссертационных разработок, многие из которых перестали выдерживать научную критику, поставлены на поток, от чего в конечном итоге страдает как качество преподавания, так и качество научно-методического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Еще один важнейший пласт проблемы. Президентом страны и министром внутренних дел ставится задача повышения эффективности профилактики и предупреждения преступности, в том числе и в экономике. Понятна и неимоверная сложность реализации этой установки, и ее чрезвычайная важность, поскольку именно в сфере профилактики лежит путь к снижению уровня преступности. Однако эту систему также необходимо выстраивать, выстраивать по-новому, с использованием современных ресурсов. Как показывает опыт России и зарубежья, профилактика и предупреждение преступности в экономической сфере могут эффективно обеспечиваться лишь целостным комплексом мероприятий. В настоящее время в нашей стране такая работа ведется только посредством правовой, разъяснительной и оперативной деятельности без подключения одного из наиболее эффективных средств, использующегося в мировой практике, - информационного взаимодействия органов охраны правопорядка с государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами. В стране в целом и в системе МВД в частности отсутствует целостная система информационного обеспечения экономической деятельности, и создание комплексной системы профилактики предполагает формирование новых принципов взаимодействия органов внутренних дел с государственными учреждениями и хозяйствующими структурами. На сегодня доминирующей остается работа по факту совершения преступления, то есть когда государству уже нанесен, порой огромный и невосполнимый, ущерб. Задачей становится работа по предотвращению совершения таких преступлений - и это задача в том числе органов внутренних дел.

Достаточно привести такой пример: мы привыкли к тому, что информационные базы министерства закрыты для внешнего пространства. Но сегодня, как показывает опыт развитых стран, многие из них, не имеющие грифа секретности, могут и должны быть контролируемым образом открыты для добропорядочных структур, которые с их помощью обеспечат себе дополнительные конкурентные преимущества. Это повлияет на снижение деловых и финансовых рисков, приведет к дополнительной стабилизации экономической системы, снижению уровней банковских и страховых процентов, станет реальным вкладом в повышение благосостояния граждан России.

Еще один пласт проблемы - переход системы управления правоохранительной сферой на программно-целевые методы. Проблема давно назревшая, но решить ее теперь опять же непросто - постепенно распались школы планирования, не готовятся кадры, нет научных разработок. А проблема важнейшая, и решать ее необходимо.

Кому достаются  сливки
Представляется, что вся совокупность обстоятельств еще более остро востребует дополнительных функций, следовательно - знаний и умений у сотрудников кадровых аппаратов, поскольку стоит задача анализа ситуации, решения нетрадиционных на сегодня проблем, творческого подхода к этому направлению служебной деятельности.

Остановимся на ключевом на данный момент примере: направления, виды и формы агитации и рекламы по привлечению к службе в органах внутренних дел. К сожалению, большинство сотрудников кадровых подразделений до сих пор полагает, что достаточно традиционных форм агитации, что рекламировать можно только товары и услуги. Однако даже в нашей стране (не говоря о странах, где рыночная экономика функционирует давно) рынок труда давно трансформировался и имеет разветвленную информационную рекламную сеть. Существующая система агитации, рекламы и рекрутирования сотрудников в органы внутренних дел настолько отстала от современных технологий, что удивляться нужно не тому, что в системе МВД постоянной проблемой является некомплект кадров, а тому, что в нее вообще идут люди! Говорить же о качественном составе порой просто не приходится, поскольку элитную часть, сливки молодежи рекрутируют коммерческие структуры страны и зарубежья, элитные гражданские вузы. Это лишь в небольшой степени компенсируется династийными семейными традициями, спасающими на сегодня систему МВД от тотального кадрового голода.

Это было объяснимо 10 - 15 лет назад, но сегодня ситуация в обществе изменилась, престижность службы в правоохранительных органах должна расти, поскольку дело не только в текущей зарплате - люди вполне умеют считать и другие выгоды, если вести речь только об этом. Однако мы проигрываем в деле пропаганды, агитации и рекламы, подходы к которым продолжают оставаться на уровне 30-летней давности: объявления, встречи с выпускниками школ, рекрутирование демобилизованных из армии через военкоматы - вот в основном и весь нехитрый инструментарий. А на деле в стране давно идет острая конкурентная борьба за кадры. Система подбора кадров сегодня - это не просто система, это отлаженный и прибыльный бизнес, в котором есть свои информационные поля агитации, эффективные информационные системы и каналы. В то же время во многих ОВД просто нет конкурентоспособной рекламно-пропагандистской системы по подбору кадров, системы управления кадровыми процессами на перспективу, включающей информационно-аналитическую и экспертную работу.

Вопрос - можно ли выстоять в конкурентной борьбе? Как использовать приемы более опытных игроков на рынке труда? Можно ли в кадровой работе ОВД использовать возможности нового качества работы, которые возникли в условиях информационного общества? Ответ однозначный - можно и нужно, в противном случае комплектование кадрами ОВД будет все больше осуществляться по остаточному принципу.

Понятно, сегодняшняя проблема некомплекта острее и важнее, за нее спрашивают и порой наказывают. Однако столь же системной, дисциплинированной и отчетной должна быть система управления стратегическими кадровыми вопросами, лишь тогда дело может сдвинуться в нужную сторону.

Кто научит кадровика
Управление кадровыми процессами, на мой взгляд, должно включать в себя как оперативное, так и перспективное, стратегическое управление, то есть планирование и прогноз, организацию пропаганды и агитации, постоянную связь с теми слушателями, которые поступили в вуз от данного комплектующего органа с целью включения его в служебно-оперативную деятельность и жизнь коллектива, прохождения различных видов практики, и как итог - возвращение по окончании вуза в распоряжение данного комплектующего органа. Понятно, что это дополнительная нагрузка, и нельзя рассчитывать на отдельных энтузиастов, необходимы установки, штаты, поощрения, наконец, то есть и здесь необходима система, которую нужно вырабатывать и предлагать успешные решения для внедрения в практику деятельности ОВД.

В этой связи возьму на себя смелость сформулировать некоторые ключевые управленческие компетенции руководителя кадрового подразделения, необходимые для управления стратегией:
- взаимосвязь с общей стратегией деятельности подразделения (ОВД, ГУВД);
- использование полного управленческого цикла, включая прогноз и планирование, в этой связи оптимальное (сочетающее текущие и перспективные задачи) распределение времени руководителя и сотрудников кадрового подразделения (тайм-менеджмент);
- наличие практического инструментария эффективного распределения временных ресурсов и расстановки приоритетов;
- правильная постановка целей и задач: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные цели;
- использование принципа управления по целям и результатам;
- правильная мотивация персонала подразделения с учетом реализации задач стратегического управления кадровыми процессами;
- постоянное взаимодействие с научными и образовательными учреждениями для составления прогнозов;
- наличие в подразделении квалифицированных информационно-аналитических сотрудников, способных работать с научной информацией, новыми информационными ресурсами, владеющих современными методами пропагандистско-агитационной и рекламной работы;
- использование наряду с традиционными для системы МВД типами информационного обеспечения (приказы, документы, отчеты, таблицы, программные продукты) информации из различных источников (научные учреждения МВД - ВНИИ, Академия управления, специализированные кафедры в вузах, базы данных ГИАЦ, региональные и специализированные базы данных, базы данных региональных кадровых агентств, журналы, опыт других подразделений, публикация собственного удачного опыта в служебных изданиях).

Таким образом, в организации ведомственной стратегии работы с кадрами в целом необходима серьезная трансформация, исходя из новых реалий и возможностей. В частности, есть проблема, решение которой назрело давно: в системе МВД в рамках одного из учебных заведений необходимо подразделение (кафедра или факультет) для подготовки и переподготовки специалистов кадровых служб. Только такой подход на деле способен обеспечить системное и научное решение проблемы.

Другие материалы раздела
ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРОИЗВОЛА
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Валерий ЗОРЬКИН.
Закрыл собою детей
Он мог уйти от столкновения, но тогда автомобиль-убийца врезался бы в микроавтобус с детьми.
Квадратные метры наполнятся счастьем
Отличный подарок получили башкирские милиционеры: в центре Уфы сдан в эксплуатацию новый жилой дом общей площадью около 4 тысяч квадратных метров, построенный при долевом участии МВД Башкортостана. Список очередников теперь сократился еще на два десятка человек.
Мама - и призвание, и при звании
Меры социальной поддержки женщин-матерей, служащих в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России
В поисках добра
МВД помогает популярной телепередаче “Жди меня”
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru