Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2006 год

ЦЕНА МУЖЕСТВА

Столько раз шел он под пули в боевых столкновениях с боевиками, столько раз мог погибнуть на безвестных чеченских дорогах, когда ночами и днями властным милицейским жезлом останавливал шальные кавказские автомашины… Но в Чечне он не погиб…

Столько раз шел он под пули в боевых столкновениях с боевиками, столько раз мог погибнуть на безвестных чеченских дорогах, когда ночами и днями властным  милицейским жезлом останавливал шальные кавказские  автомашины… Но в Чечне он не погиб…

служебная мозаика
“Хочу засвидетельствовать, что в период с 12 августа 2001 года по 10 ноября того же года я  в должности милиционера роты ППС сводного отряда милиции  УВД Мурманской области находился в служебной командировке  в станице Каргалинская  Шелковского района Чеченской Республики. И все это время рядом со мною был Виктор Федоров, 1975 года рождения, уроженец города Апатиты… В указанный мною период Виктор Федоров принимал участие в выполнении служебных и боевых задач по контртеррористическим мероприятиям, а именно - делал то, что приказано, - вел дневное и ночное патрулирование станицы Каргалинская, обеспечивал охрану продвижения автоколонн на ввереной нам территории, участвовал в поисках схронов взрывчатых веществ и их уничтожении. Принимал участие в совместных с внутренними войсками, входившими в состав Объединенной группировки войск в Чеченской Республике, зачистках, уничтожении членов бандитских вооруженных формирований.    
Прапорщик милиции
Роман Демидов”

“…Свидетельствую, что в период с 24 февраля 2001 года по 22 мая 2001 года я находился в служебной командировке в составе сводного отряда УВД Мурманской области в станице Каргалинская Шелковского района Чеченской Республики на должности милиционера роты ППСМ, в той же роте в то же время находился мой товарищ по службе старший сержант милиции Виктор Федоров. Он, как и все, нес дневное и ночное патрулирование станицы Каргалинская, охранял территорию отдела милиции в станице, обеспечивал проход автоколонн, участвовал в зачистках и операциях по уничтожению боевиков. Проявил себя как спокойный, исполнительный и мужественный боец, честно выполняющий порученную ему задачу…
Старшина милиции
Александр Нивин” 

“…Я, майор милиции Александр Конев, находился в служебной командировке в Чеченской Республике в сводном отряде УВД Мурманской области  на должности командира взвода, и в моем непосредственном подчинении  с 12 августа 2001 года по 10 ноября 2001 года находился старший сержант Виктор Федоров…
Майор милиции
Александр Конев”

“…За время прохождения службы Федорову В.Б. отпусков и отгулов не предоставлялось. За проявленное при исполнении боевых задач мужество и профессионализм неоднократно поощрялся как командиром мобильного отряда милиции,  так и руководством УВД  Мурманской области”.

…Все, что вспоминают боевые друзья и товарищи о Викторе Федорове, складывается в своего рода служебную мозаику, которая соответствует, как ни казенно это звучит, распоряжению командующего Объединенной группировкой войск (сил) от 08.09.2000 года № 3/393, которым определен перечень боевых задач, дающих право именоваться участником контртеррористических операций и имеющих право на получение дополнительных выплат за фактическое участие в них личного состава. К ним  относится: несение боевого дежурства на блокпостах, в боевом охранении базовых районов, непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности, охрана объектов жизнеобеспечения населения, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов… 

Воспоминания сослуживцев Виктора Федорова о нем были бы, конечно, менее казенные, если бы они велись в своем кругу или среди близких людей. Здесь было бы о том, какой он верный товарищ, а кому-то и друг, как не унывал в трудные минуты, как собран и надежен был во время выполнения милицейской работы, как стойко переносил трудности…

Трижды по три месяца был в Чечне старший сержант милиции. Девяносто дней и ночей… Он не был фаталистом. Он был исполнительным и мужественным человеком. Был, был… Потому что сегодня его уже нет в живых. И погиб он все-таки не в Чечне. А уже после нее и… из-за нее.

крик подстреленной птицы
 Военно-врачебная комиссия... Мало сказать, что эта  организация  лишена сантиментов. Может, потому, что очень много человеческих судеб и трагедий проходит через нее… Но в одном из документов, руководящих ее деятельностью, сказано то, во что сразу и не поверишь. Сказано, что задача ВВК засвидетельствовать, что полученная сотрудником органов внутренних дел, тем же милиционером, инвалидность или тяжелое заболевание получены им не во время и не за счет милицейской службы.
Врачи допытываются, как говорится, до корней - не падал ли ныне больной в детстве с высоты (можно понимать так - с кровати, с печки, с дерева), нет ли в роду генной предрасположенности и так далее. Я держал в руках этот документ, вчитывался в строки… Тогда я работал над статьей “Крик подстреленной птицы”. О бывших сотрудниках милиции, больных рассеянным склерозом, таковых десять лет назад в Москве было несколько десятков человек. Я возмущался и вопрошал,  почему так односторонне и категорично определена одна из главных задач ВВК - сказать, что инвалидность  или тяжелая болезнь не связаны со службой в милиции. А почему бы не так: “Определить, связана ли инвалидность (болезнь) со службой в милиции или не связана”.
 
Руководители ВВК МВД мне тогда так и не дали  вразумительного ответа.  Мое недоумение так и вошло в ту статью, опубликованную в журнале “Милиция”. Это было десять лет назад. Может, ныне что изменилось? Хотелось бы верить...

Вернемся к судьбе старшего сержанта милиции Виктора Федорова. Третий и последний раз он был в служебной командировке в Чечне в 2002 году. В мае вернулся в родные Апатиты, приступил к службе, но вскоре тяжело заболел. Болезнь быстро прогрессировала. Диагноз ее стал равносилен  приговору: “Острый миебластный лейкоз - полная неспособность к трудовой деятельности”. Не хочется верить, что и в этом случае ВВК жестко стояло на том, что такую болезнь получить на службе в милиции невозможно. Документ - справка о причине заболевания и инвалидности - был выдан старшему сержанту милиции Федорову Апатитским  бюро МСЭ - государственным учреждением медико-социальной службы  12.04.2004 г.  В нем о причине заболевания: “Заболевание получено в период военной службы”. В выписке из приказа Апатитского ГОВД от 02.04.2004 г. при увольнении старшего сержанта милиции Федорова Виктора Борисовича  из органов внутренних дел по болезни сказано: на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Но о том, что именно служба стала причиной болезни и увольнения из органов внутренних дел, об этом в таких приказах, известное дело, - ни строки… Спасибо тебе, старший сержант Виктор Федоров, за все. Прощай служба, прощай привычная работа! Но пришла главная беда - всего-то три  с половиной месяца понадобилось болезни, чтобы добить еще недавно отважного, полного сил человека. 30 июля 2004 года Виктора Борисовича Федорова не стало…

И спустя два года, в 2006 году, мать Виктора Федорова - Мария Михайловна Федорова - будет писать в исковом заявлении в Октябрьский окружной суд: “Прошу истребовать из УВД Мурманской области копию заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти Федорова Виктора Борисовича с заболеванием, полученным в период прохождения службы”. (Под “истребовать” часто подразумевается не зависимое от желания руководства, начальства получение на основании закона того или иного нужного документа!)

Наша редакция получила от Марии Михайловны подробное письмо с приложенными к нему документами в октябре этого года.

“…Приказом от 2 апреля 2004 года мой сын Виктор был уволен  из органов внутренних дел. Он уже не ходил, угасал на глазах, а они, его милицейские начальники, несмотря на строгие сроки начисления пенсии (15 суток),  ему ее не спешили начислить. Начислили лишь 20 августа, то есть через четыре месяца после увольнения со службы и спустя 19 дней после того, как он умер! Я не нахожу слов - как это назвать! Больной человек, отдавший все силы, все свое здоровье милицейской службе и служению Родине,  находился без средств к существованию. Последние месяцы  и дни его были омрачены черствостью и бездушием милицейских чиновников. Начальник УВД Мурманской области Виталий Федотов принес мне свои запоздалые извинения. Но от бездействия и бездушия его чиновников пострадал не только мой Витя, но и его малолетняя дочь, которая также в эти месяцы не получала средства на свое содержание. Всем нам нанесен не только материальный, но и моральный ущерб. В настоящее время я нахожусь в судебной тяжбе с УВД Мурманской области. Никогда бы не желала себе этого, но приходится… Они, милицейские чиновники, обошли и обидели не только моего сына, но и его боевых товарищей, тех, что были с ним в Чечне в самые трудные годы и дни. Моего сына и их обсчитали  на так называемых “боевых” деньгах, то есть на деньгах, которые были положены им за постоянную смертельную опасность. О том, что товарищи моего Вити судятся со своим УВД, я узнала в прошлом году. Они же сказали мне о том, что и Вите не выдана значительная часть “боевых”… В результате и я была включена в иск к УВД МО. Но дело идет трудно. Вновь и вновь УВД Мурманской области пытается отсрочить выплату денежного вознаграждения за каждый день фактического участия моего сына в проведении контртеррористических операций на территории Чечни. Неужели я, мать, потерявшая сына, не заслуживаю должного уважения и должна по судам отстаивать то, что должно быть выплачено еще при жизни моему сыну! Ведь эти средства могли помочь ему продлить жизнь - лекарства были такие дорогие - или, по крайней мере, скрасить последние дни его короткой жизни. Так нет же, мой сын умер в мучениях и в осознании того - правильно ли он делал, что не щадил своего здоровья и себя там, на войне. Я являюсь опекуном его дочери Олеси, мне ее воспитывать и растить. Помогите, пожалуйста! У меня больше нет сил и здоровья, чтобы оббивать пороги  кабинетов и залов суда, а ведь некоторые из сослуживцев моего сына, которые несли вместе с ним одинаковую службу, пусть с трудом, но уже получили положенные им “боевые” деньги. Документы прилагаю. С уважением и надеждой, Мария Михайловна Федорова”.

судебный бой
…Вот документы. Четверо милиционеров - сослуживцев  ныне покойного Виктора Федорова: Кириллов А.Н., Демидов Р.И., Вакула В.В., Конев А.П., подали иск в суд Октябрьского административного округа Мурманска  к УВД Мурманской области о взыскании денежных средств за фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с 12 августа 2001 года по 10 ноября 2001 года… Суд иск удовлетворил и постановил взыскать положенные милиционерам денежные средства с МВД Мурманской области. Решение вступило в силу с 4 июля 2006 года.

Вступило? Еще не факт, что все произойдет так, как постановил суд! Те, кого обязали выплатить, как правило, начинают упираться, подавать апелляции. По народному говоря, “динамить”.   

Мировой судья судебного участка № 5 И.В. Зиновьев, рассматривая иск Марии Михайловны к УВД Мурманской области, постановил взыскать с УВД денежные средства за фактическое участие Федорова Виктора Борисовича в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в периоды (две командировки в 2001 году и одну командировку в 2002 году) в сумме… УВД  МО это решение обжаловало. Отбило, так сказать, атаку матери того, кто сегодня постоять за себя уже не может. Заодно отбило атаки и ныне живых еще, здоровых и больных: Липатова С.А. Гриблева А.В., Дмитриева С.Н., Сибирко А.А., Сахорова И.А., Гусейнова А.А.  Милиционеров, в 2001 году откомандированных во исполнение указов Президента Российской Федерации (№ 23с от 20 января 1997 года и № 1255с от 23 сентября 1999 года)… на войну. Что характерно, милиционеры в своем иске к УВД, опираясь на статью 22  Закона РФ  “О борьбе с терроризмом” № 130-ФЗ от 25.07.98 г., просят засчитать им один день службы при проведении антитеррористической операции в Чечне за три дня. И это потому, что кто-то из чиновников наверху считает, что командировка в горячую точку - это всего лишь командировка… Ну, бывает, по их логике, по командированным “постреливают” и мины на дорогах случаются, и не все домой живыми вернутся… И такое вроде бы подразумевается… Только хотелось бы сказать: а разве каждый участник Великой Отечественной войны все время, сколько он был на фронте, на передовой, все дни и ночи воевал? Но им, фронтовикам, Родина по праву засчитала каждые сутки на войне - одни за три! И это правильно. Так почему же ныне у нас пытаются сэкономить на тех, кто оторван от родных и близких, от цивилизации и своей привычной среды, кто подвержен не только теоретически, но и фактически постоянной смертельной опасности, на тех, кто потерял свое здоровье?

Вот и идет судебный бой. В нем  есть все:  и борьба за восстановление апелляционных сроков, и новые составы судов, и новые сроки рассмотрения…

Память возвращает всех в 2001 год… Какое нервное перенапряжение, постоянное недосыпание и недоедание… Властное: “Надо! Нам доверено и мы выполним любой ценой!” Вычищали, выкуривали бандитов и террористов из схронов и нор… Кто посмеет сказать, что это были спокойные времена, что не было ежечасного риска погибнуть? А сколько погибло! Все ли летевшие бандитские пули  правильно сосчитаны в штабах? Откуда вообще идет наше российское жмотство,  извечная варварская “экономия” на здоровье, жизнях и мужестве? Те, на кого наши постоянно смотрят и на кого равняются в других государствах, на армии и полиции не экономят! А мы любим говорить, что мы бедные, что нам все не хватает. Так ли? Не у нас ли в западных банках и хранилищах лежат миллиарды заработанных Россией нефтедолларов?! Вот и обратите их малую часть на социальную защиту сирот и вдов, на израненных и просто издерганных службой служивых людей. Хватит выгадывать на их долготерпении и мужестве.

…В данном конкретном случае вроде бы и не было необходимости связываться с УВД Мурманской области. За волокиту с пенсией бывшего милиционера Виктора Федорова начальник УВД извинился перед Марией Михайловной Федоровой. (Надеемся, пенсию дочери за умершего отца начислят без проволочек!)

Что же касается противодействия УВД своим же милиционерам, то, наверное, далеко не все зависит от руководства УВД - что-то заложено в приказах и инструкциях, “спускаемых сверху”. Но я все же позвонил в УВД Мурманской области. Да, все так. Решение о выдаче или не выдаче “боевых” денег находится в правовом поле, и это определит суд.

Владислав ШУРЫГИН
Фото Юрия ТУТОВА

Другие материалы раздела
РУЛЕТКА ПО-РУССКИ
О праве на бесплатное отопление
Отвечает заместитель начальника Правового департамента МВД России генерал-майор милиции Илья КуЧеров.
СЛУЖИТЕ ОТЕЧЕСТВУ ВЕРОЙ И ДОБЛЕСТЬЮ
На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Из доклада министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида НУРГАЛИЕВА
Его должность - быть среди людей
Закрепленный за ним административный участок - это прежде всего более трех тысяч жителей. И почти каждого из них Владимир Филиппович знает в лицо. Мало того, многих может распознать на значительном расстоянии даже по походке. И ничего удивительного, как считает сам Прокопьев, в этом нет. На то и должность такая - всегда быть среди вверенного ему народа, жить его проблемами и заботами, решая насущные проблемы. А как иначе, если, охраняя покой и порядок, первое, что должен уметь делать любой участковый, это играть на опережение. И знаете, Владимиру Филипповичу это удается. Вот уже последние 8 лет. Именно столько времени на территории его вотчины не происходило тяжких и особо тяжких преступлений (стучим по дереву, чтоб не сглазить).
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru