Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Солнце стирает тени с мостовых

Советский кинематограф знает режиссерские пары - те же авторы легендарного “Чапаева” (хотя они никогда братьями не были). Валерий УСКОВ и Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ - уникальный дуэт кинематографистов.

Гостиная
Советский кинематограф знает режиссерские пары - те же авторы легендарного “Чапаева” (хотя они никогда братьями не были). Валерий УСКОВ  и  Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ - уникальный дуэт кинематографистов. Они - братья (двоюродные) не только по крови, по жизни, но и по совместному творчеству на протяжении уже многих десятилетий. Сегодня народные артисты России, создатели таких известных кинолент, как “Неподсуден”, “Соучастие в убийстве”, “Отец и сын”, сериалов “Ермак”, “Тени исчезают в полдень”, “Вечный зов”, “Две судьбы” (и это далеко не полный перечень), заканчивают работу над очередной картиной. В студии “Останкино” с ними встретился наш корреспондент Анатолий СЕМЕНОВ.

- О чём ваш новый фильм?
В. Усков:
“Паутина” - так будет называться картина о драматической судьбе капитана милиции, пытающегося распутать криминальные сети, которые сплели мошенники, бандиты, чиновники властных структур, некоторые работники правоохранительных органов для собственного обогащения.
В. Краснопольский: Картина о нашей жизни, о коррупции, которая разъедает общество, о том, как тяжело мы преодолеваем новые условия бытия, в которых оказались, о беззастенчивом ограблении народа, о паутине криминала.

- Вы ведь не впервые сталкиваетесь с криминальной темой?
В. Усков:
Наша первая картина “Тени на тротуаре” была студенческой работой 2-го курса, когда мы еще учились во ВГИКе на факультете режиссуры документального кино. В руки попал сценарий студента Игоря Беляева…
В. Краснопольский: Теперь это, кстати сказать, известный автор и режиссер многих телевизионных документальных лент, лауреат государственных премий, профессор института телевидения…
В. Усков: Тот сценарий был о народных дружинниках. Но мы сценарий переделали во время съемок, и получился фильм о тех, кто мешает жить простым гражданам, о тенях криминального мира. Это показалось нам более актуальным.
В. Краснопольский: Шла весна 1960 года. Фильм начинался с драки в Сокольниках. Мы приезжали в парк каждый вечер, слышали, что на танцплощадке бывают страшные групповые драки. И вот одну из таких драк мы все-таки дождались. Драка была мощной: с кастетами, ремнями, жутким мордобоем и воплями…
В. Усков: Когда мы сдавали картину художественному совету, то директор студии категорично заявил, что картина никуда не пойдет, что надо все драки вырезать, спекулянтов и фарцовщиков убрать из подворотен, потому что и так на улицу страшно выйти… На том худсовете мы получили первый урок жизни в творческой среде. Членом худсовета была Галина Шергова, известный автор, сценарист, телеведущая многих программ, художественный руководитель документальных телесериалов “Летопись полувека” и “Наша биография”. Она-то тихонько нам и подсказала, что мы неправильно выбрали интонацию дикторского текста. И чтобы мы попросили отсрочку сдачи на десять дней, что, мол, учтем замечания. А она принесет новый текст к фильму.
В. Краснопольский: Через десять дней мы снова сдавали картину с той же дракой в начале, но с новым текстом: “Завтра, когда проснется город и выветрится ваша пьяная боевитость и разухабистость, завтра, когда проснется город и по тротуарам зашуршат спешащие на учебу и работу шаги, вы превратитесь в безымянный инцидент, и в людской памяти останетесь простой мятущейся тенью от разорванного плаща и трусливо занесенного кастета. Солнце сотрет с мостовых ваши тени и тени на тротуарах”. Картина пошла в широкий прокат. Москва была увешана афишами с нашими именами без упоминания, что это сделано студентами. Так начался наш путь в кинематограф.
В. Усков: После триумфа “Теней” мы настолько “обнаглели”, что попросили разрешения снять художественный фильм. Это был шок для всего ВГИКа, и тем не менее… нам разрешили. Поехали на Свердловскую киностудию и по сценарию Юрия Нагибина сняли полнометражный фильм “Самый медленный поезд”, который стал нашей дипломной работой.
В. Краснопольский: Вот так, перепрыгнув через документальное кино, мы стали режиссерами-постановщиками художественных фильмов. Последовал вызов на “Мосфильм”.
В. Усков: Нас пригласил в свое творческое объединение легендарный Иван Александрович Пырьев. О нем ходили легенды. На многих кинематографистов его имя наводило ужас, потому что в работе и творчестве он не знал компромиссов, был чрезвычайно требовательным и жестким. Надо признаться, что мы не без страха поехали к нему. Он протянул нам сценарий и сказал: “Мы послезавтра будем запускать картину в производство. Группа уже собрана и ждет вашего решения. Думаю, вы меня не подведете…”
В. Краснопольский: Надо сказать, что тогда в объединении Пырьева были собраны, наверное, лучшие силы “Мосфильма”: Сергей Юткевич, Алексей Салтыков, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Константин Войнов, Юлий Райзман и другие известные имена…
В. Усков: Мы с Володей, воодушевленные будущей интересной работой, приехали на Пушкинскую площадь и в скверике сели читать сценарий. Я прочитал, пока он ел мороженое, и… ничего не понял. Прочитал еще раз и молча отдал ему сценарий.
В. Краснопольский: Потом Валера пошел за мороженым, а я стал читать. Читаю и тоже ничего не понимаю. Тогда я стал читать вслух. Соседи по скамейке косо посмотрели на нас и ушли. Мы в недоумении и растерянности сидим, не зная, что делать.
На следующий день ровно в двенадцать мы пришли в кабинет Ивана Александровича, как он и назначал. Смотрим, в углу кабинета сидят Юткевич и Райзман. Пырьев встал, обнял нас, усадил за большой стол и спрашивает: “Сценарий понравился? Группа ждет вас, оператор хочет обсудить первый съемочный день”. А я в ответ: “Иван Александрович, мы на Свердловской студии сняли только первую картину, готовимся к другой. Там тема о рабочем классе, о трудных производственных отношениях, о любви. В этом сценарии, что вы дали, мы, видимо, что-то не поняли, не доросли, наверное, до мосфильмовского уровня…”
В. Усков: Тогда он обращается ко мне и сурово так: “А ты что скажешь?” - “Скажу то же самое. Мы не поняли, о чем речь, вероятно, слабо прописана идея картины, нет ключа, который бы открыл характер героя, какие-то схемы, а не судьбы, одним словом, пустота”. Пырьев жестко говорит: “Где сценарий?” Я молча подаю. Он берет его и с размаху бросает в корзину. Потом подходит к Юткевичу и Райзману: “Вы в них сомневались, а они вот какие молодцы. Берем их к себе?!”
Так мы оказались на “Мосфильме” и в Москве.

- Почти в каждой своей картине вы открываете новые имена артистов.
В. Усков:
Нам всегда везло с актерами: Олег Стриженов, Петр Вельяминов, Вадим Спиридонов, всех не перечислишь - это было счастье работать с ними. Сейчас трудно, потому что экран забит телесериалами, герои кочуют из одной картины в другую. Сегодня он играет следователя, завтра с тем же темпераментом - бандита, послезавтра с тем же лицом и чудовищным текстом - коммерсанта или мошенника. Нет характеров, нет драматургии, одни только схемы. Лишь бы нашлепать побольше серий, кое о чем, все приблизительно и кое-как. Так откуда, скажите, появится качественное кино?

- Вам не кажется, что телезритель насытился до макушки криминальной тематикой? По нескольку раз в день “Чрезвычайное происшествие”, “Чистосердечное признание”, “Человек и закон”, “Криминальная Россия” - всего и не перечислишь. Опера и менты в разбитых улицах, которые не сходят с экрана вместе с “Агентом национальной безопасности” уже несколько лет.
В. Усков:
Полностью согласен. Количество никогда еще не переходило в качество. Зачем телезрителя запугивают таким количеством криминала? Или хотят убедить, что милиция стала работать лучше? Мол, больше раскрываемости... Наоборот! Чем больше таких программ, тем с большим недоверием относятся к милиции. Стоит посмотреть на некоторых постовых и участковых, которые зачастую в мятых серых формах и грязных стоптанных ботинках ходят по Москве. Послушайте, как они разговаривают между собой или с задержанными и посетителями в дежурной части…
В. Краснопольский: Вы можете себе представить таких полицейских в Вашингтоне или Нью-Йорке, в Лондоне, Париже или Брюсселе? Мы видим их в сюжетах на том же телеэкране, но как они отличаются от наших стражей порядка! К сожалению, каждый телеканал и его руководители оправдывают обилие криминальных программ и фильмов тем, что, мол, рекламодатели желают разместить свою рекламу в этих рейтинговых программах… Думаю, что это чистой воды лукавство. Если государственные каналы, а я отношу к ним Первый, РТР, НТВ и ТВЦ, крутят такую продукцию, навязывают ее, значит, это кому-то нужно и делается сознательно, а не по недомыслию. Я понимаю, что руководство МВД не может прямо повлиять на политику телевидения, но обратить внимание руководства страны, вероятно, может и должно.

- Да, но вы ведь сегодня сами работаете над очередной криминальной картиной, с этого мы и начали нашу беседу…
В. Усков:
Вынуждены работать. Канал НТВ других тем не принимает. Но мы стараемся выявить в сценарии не схемы: кто кого замочил, кинул, подставил, впутал в грязную историю, а проследить становление характеров, драматургию образов, истоки тех или иных поступков.
В. Краснопольский: Главное для нас - не количество стрелялок и трупов, не эффектные сцены погонь и взрывов с клубами дыма и огня. Современное американское кино и картины наших молодых режиссеров отличает именно это. Нас же волнует война умов, противостояние двух сторон, созидающей и разрушающей, приоритет закона и высоких моральных качеств.

- А не хотели бы снять сегодня картину своей мечты? Скажем, что-то из классики? Сегодня мода на русскую классику! Успех “Идиота” и “Мастера и Маргариты”... Снимаются “Бесы” и “Братья Карамазовы” по Достоевскому. На телеэкране совсем недавно прошел и, по мнению большинства, с треском провалился “Тихий Дон”. Хотя смотрели его с интересом.
В. Усков:
Вот-вот! Можно вспомнить еще оглушительный провал “Золотого теленка” с Олегом Меньшиковым в главной роли. Первый канал предложил нам снять “Угрюм-реку”. Но мы помним прекрасную работу нашего товарища Ярополка Лапшина с замечательной Анфисой - Людмилой Чурсиной. И от этого проекта отказались…
В. Карснопольский: Я себе не представляю, кто из современных молодых актеров сможет сыграть “Братьев Карамазовых” сильнее или хотя бы на том же уровне, как сыграли свои роли Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Андрей Мягков. Убежден - нас ждет очередное разочарование. Я думаю, что провал “Тихого Дона” Сергея Бондарчука не в том, что он пригласил на главные роли зарубежных актеров, хотя доля ошибки в этом есть. Он снял потрясающий материал, и рука гениального мастера видна в каждом кадре. Горько и обидно! Главная вина, я думаю, лежит на руководстве Первого канала, которое решило ограничить картину! Что значит семь серий вместо десяти? Треть картины выбросили в корзину! Да еще полчаса рекламных вставок…
В. Усков: Получился комикс “Григорий энд Аксинья”. Лучше бы не брались… Очевидно, итальянские владельцы материала что-то недодали, припрятали, что-то оставили себе. Нам трудно оценивать фильм, потому что мы видели, как Сергей Федорович Бондарчук мучился в работе, переживал. Наши кабинеты были рядом, мы снимали тогда “Ермака” и в перерывах общались, обсуждали общие проблемы. Он предвидел разрушение кинематографа. Метался, искал выход и не находил… Очень обидно! Но, видно, руководство канала было довольно пиаром и шумихой. Достигли главного - народ смотрел… и шла реклама.
В. Краснопольский: Поэтому и не хотим браться за то, что уже сделано кем-то до нас гениально и признано в народе. Мы много читаем сценариев, современной литературы, но пока не можем определиться…
В. Усков: Может, не то приходится читать? Не хочется ронять уровень наших предыдущих работ. В последней картине “Паутина” деньги определяют отношения персонажей, они паутиной окутывают людей и разъедают их души. Но считаем главным, что есть герой, который рвет эту сеть, есть любовь, которая согревает его и вызывает надежду…

- И мы, почитатели вашего таланта, будем надеяться на встречу с такими героями, спасибо!

Другие материалы раздела
Имам Шамиль называл его “звездой князей”
Эх! Об этом бы человеке писать любовно-романтические эссе! Посвящать сонеты, воспевающие верность даме сердца, слову!
Хроники атакующего ОМОНа
Тысячи российских милиционеров приняли участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В пылающей Чечне восстанавливали конституционный порядок и московские омоновцы. Сводный отряд ОМОНа до сих пор находится в республике.
Псковский форпост России
В райотдел въехала на лыжах
Без преувеличения скажем - трудно себе представить Совет ветеранов центрального аппарата МВД России без Тамары Степановны Щербаковой.
...А потехе – душу
Эти удивительные женщины трудятся в нашей редакции много лет. По роду деятельности они не носят погоны,..
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru