Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

С Рождеством Христовым возвращается радость

Помню, в детстве меня мучил вопрос: почему это в других странах идут один за другим сразу два праздника - Рождество и Новый год? А вот у нас, в Советском Союзе, один только Новый год. Обидно! Потом выяснилось, что праздник Рождества Христова у нас все-таки есть, только считается он сугубо церковным, и отмечают его неофициально, чуть ли не полуподпольно, верующие старики и старушки почему-то 7 января. Словом, опять все не как у остальных людей!

Спаси и сохрани
Помню, в детстве меня мучил вопрос: почему это в других странах идут один за другим сразу два праздника - Рождество и Новый год? А вот у нас, в Советском Союзе, один только Новый год. Обидно! Потом выяснилось, что праздник Рождества Христова у нас все-таки есть, только считается он сугубо церковным, и отмечают его неофициально, чуть ли не полуподпольно, верующие старики и старушки почему-то 7 января. Словом, опять все не как у остальных людей!

Когда мне было лет восемь, из любопытства я напросился пойти с бабушкой на такую полуподпольную рождественскую службу в церковь. Она привела меня в сказочно красивый храм Воскресения Христова в Сокольниках, в ту пору собравший в своих стенах чуть ли не половину святынь из закрытых и разоренных московских церквей. Великолепное убранство храма. Таинственно мерцающие в свете лампад иконы. Удивительное пение. Ели, украшенные золотыми вифлеемскими звездами. Общая атмосфера торжественности и значительности происходящего произвела на меня тогда огромное впечатление. Правда, никто из взрослых (включая бабушкиного знакомого иеродиакона) так и не смог мне вразумительно объяснить: почему все-таки у нас Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря?

Лишь гораздо позже, повзрослев, я узнал о страшных гонениях на церковь в послереволюционные годы и о непоколебимой стойкости “первого советского” патриарха Тихона, перед лицом безбожной власти отстоявшего древние православные традиции. В том числе и юлианский церковный календарь. И в этом, видимо, есть свой особый глубинный смысл. Ведь самые древние и почитаемые православные церкви: Константинопольская, Антиохийская, Александрийская и Иерусалимская, основанная, по преданию, самим Спасителем, не поддались соблазнам “удобства” и календаря своего не меняли. Так что мы празднуем Рождество Христово вместе со всеми православными христианами Востока. И традиция этого празднования во всей полноте возвращается в нашу жизнь. Этот чудесный день, когда к детям и взрослым приходят надежда и радость, отогреваюет человеческие сердца, открывая их добру и состраданию.

...Ну вот и взошла она в ночном небе, первая звезда. Как знамение Рождества Божественного младенца... Как конец Рождественского поста и как сигнал (сегодня большинство так и встречает этот великий праздник) - с первой же звездой кидаться к празднично накрытому столу. А как же иначе! Так уж повелось!

А велось, между прочим, так не всегда. В старые времена при появлении первой звезды полагалось ужинать бедной кутьей из размоченных пшеничных зерен или сваренного риса с изюмом, потом идти в церковь, а затем садиться за кутью богатую (все та же каша, но уже с тертым маковым зерном и медом). И уж только потом, поздним утром, накрывался рождественский стол. И не надо думать, что на нем обязательно должны присутствовать рождественский гусь или индейка. (Они пришли к нам из Европы позже.) А на Руси основу рождественского угощения составляла свинина во всех видах. Скажем, вареная свиная голова с капустой и горошком не исчезала из домашнего рождественского меню до самого Крещения - конца Святок. Так же как и медовые пряники-ломанцы. Пекли их в форме свастик, а потом, размочив в крещенской воде, кормили ими домашний скот. Заодно угощали этими пряниками и водкой всех прохожих и даже врагов. Как рекомендовалось в “Домострое”: “Да еще недруга напоити и накормити, ино вместо вражды дружба”.

Но непомерным употреблением еды и хмельных напитков дело не ограничивалось. Не зря же иноземцы именовали святки русским карнавалом. За эти две недели в нашей матушке-Москве творилось такое, что гоголевским хлопцам и дивчинам, чинно ходившим колядовать и славить Христа со звездой, можно смело отдыхать.

Московские молодцы (свидетельствуют бытописания старины) “ходят по улицам и к бесовским песням многие сквернословия присовокупляют, и плясание творя на разжжение блудных нечистот и утех...” По пути не за грех считалось залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды. Затащить на крышу избы сани. Ввалиться в дом в страшных “харях” (масках) и устроить маленький погром. Побить посуду или стибрить с полки что-нибудь по мелочи. Причем наворованным во время Святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить до Крещения. Очень охоч был до таких забав и сам первый император России Петр Великий. Помните, из романа Алексея Толстого: “На Святки князя Белосельского за строптивость раздели нагишом и голым его гузном били куриные яйца в лохани, а боярина Мясного надували мехами в задний проход, от чего тот вскорости и помер...”

Но время и просвещение делали свое дело. Российские императрицы и императоры как-то поостыли в желаниях пьяными вламываться в дома своих подданных и колотить голыми их задницами праздничный запас куриных яиц. В моду вошли домашние святочные спектакли. (В одном из них, в 1829 году у московского губернатора, в каком-то библейском сюжете принимала участие Наталья Гончарова.)

Ну а простонародье предпочитало балаганы или спектакли с такими вот завлекательными названиями: “Московский купец на шаре поднялся и к диким в плен на остров попался” или “Суматоха в булочной, или Наказанные ловеласы”.

Как, читатель, впечатляет?! Куда там нынешним МХАТам со всеми их Дорониными и Табаковыми!

Материал подготовил Юрий Дойников.

Другие материалы раздела
Имам Шамиль называл его “звездой князей”
Эх! Об этом бы человеке писать любовно-романтические эссе! Посвящать сонеты, воспевающие верность даме сердца, слову!
Хроники атакующего ОМОНа
Тысячи российских милиционеров приняли участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В пылающей Чечне восстанавливали конституционный порядок и московские омоновцы. Сводный отряд ОМОНа до сих пор находится в республике.
Псковский форпост России
В райотдел въехала на лыжах
Без преувеличения скажем - трудно себе представить Совет ветеранов центрального аппарата МВД России без Тамары Степановны Щербаковой.
...А потехе – душу
Эти удивительные женщины трудятся в нашей редакции много лет. По роду деятельности они не носят погоны,..
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru