Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

“Мерседес”-невидимка

Когда прокурор западногерманского города Киля предъявил мошеннику обвинение, отец-вдохновитель криминального бизнеса предпочел повеситься в кабинете загородного особняка. Позора он пережить не смог.

Громкое дело
Успешная операция по разоблачению транснациональной преступной группировки проведена сотрудниками Департамента собственной безопасности МВД РФ. Оперативники ДСБ  задержали аферистов, занимавшихся незаконными операциями с автомобилями, похищенными в Западной Европе. По самым скромным подсчетам, число “железных коней”, числящихся в розыске по спискам Интерпола, но благополучно нашедших своих “законных” владельцев в России, исчисляется десятками тысяч... Преступным бизнесом занимался криминальный интернационал. Отцом-вдохновителем являлся немец Вальтер Шмельцинг. Характерно, что он не стал ждать развития событий. Когда прокурор западногерманского города Киля предъявил ему обвинение в мошенничестве, Вальтер предпочел повеситься в кабинете своего загородного особняка. Позора и потери доброго имени он пережить не смог.Шмельцинг был хорошо известен не только среди бизнесменов, занимавшихся розыском украденных автомобилей. Его имя стало  своеобразным символом борьбы с международной мафией и коррупцией. Благообразный немец выступал по телевидению, в прессе, даже написал книгу, в которой рассказывал о своих достижениях. Еще в начале девяностых он зарегистрировал в Германии фирму “Шмельцинг ГМБХ”. Это дочернее предприятие крупнейшей  гамбургской компании “Краваг-Верзихиренг”, занимающейся страховым бизнесом во многих областях. Шмельцинг стал одним из тех, кто сосредоточился на поиске и возврате угнанных автомобилей.

Понятно, что с этого момента большую часть времени Шмельцинг проводил в России. Ведь по данным Интерпола, до 90 процентов похищенного в Европе автотранспорта перегоняется в страны СНГ, а львиная доля машин представительского класса оседает в столице. Скоро немец убедился, что работать в России в одиночку очень трудно. И вместе с бывшим офицером Западной группы войск Доридзе он учредил в Москве компанию “Авто-гарант”. Любопытно, что познакомились они благодаря все тому же бизнесу, точнее - украденному в Германии БМВ, на котором уверенно разъезжал Доридзе.

Партнеры работали по апробированной схеме: получали данные о похищенном в Германии транспорте, разыскивали его по базам данных ГИБДД, находили хозяев, обращались в суд... В среднем с каждой возвращенной машины они получали от трех до семи тысяч евро. Деньги вполне приличные, учитывая, что все судебные расходы оплачивала гамбургская компания “Краваг”. Росло число найденных авто, росла добрая слава Шмельцинга и его российского партнера.

Разве можно быть у воды и не напиться? Конечно, партнеры не забывали и о себе. А иначе откуда появились бы роскошные особняки Шмельцинга в Киле и Доридзе - в Подмосковье. Но в целом фирма работала в рамках закона, и, возможно, так продолжалось бы до сих пор. Если бы в один из дней честный немец Шмельцинг и его фирма “Авто-гарант” не попали бы в поле зрения некоего Горевого.

С этого момента история получает новый неожиданный поворот. Бывший сотрудник регионального управления по организованной преступности Горевой был уволен из милиции по компрометирующим обстоятельствам. Но, как это часто бывает, служебное удостоверение в отдел кадров он не сдал, связь со своими коллегами не прервал и даже выполнял для них конфиденциальные поручения.

- К нам стала поступать информация о сотруднике милиции, который козыряет своими связями “на самом верху”, - рассказывает оперативник Департамента собственной безопасности МВД РФ Юрий Тимченко. - Подобно Хлестакову, он брался решать любые вопросы, хвастался тем, что на короткой ноге с руководством ДСБ, выполняет личные поручения генерала... Вскоре выяснилось, что наш фигурант - уроженец Чечни, живет в Москве, занимается автомобилями. Именно он и смекнул, какое это непаханое поле - возврат объявленных в розыск Интерполом лимузинов. Горевой сделал предложение, от которого ни Доридзе, ни борец с мафией Шмельцинг отказаться не смогли. Все дело было в процедуре возврата похищенных автомобилей. Она почти идеально подходила для аферы, разработанной бизнесменами.

- По существующим в Европе законам все машины, а уж тем более автомобили представительского класса, обязательно страхуются на случай угона, - продолжает Юрий Тимченко. - Если владелец становится жертвой преступления, то страховая компания тут же возмещает ущерб - выплачивает стоимость похищенного авто. Но вместе с тем страховщик становится правообладателем имущества. Другими словами, он занимается всеми юридическими вопросами розыска, а в случае обнаружения - транспортировкой и дальнейшей судьбой найденного транспортного средства.

Учитывая масштабы страхового бизнеса, немецкая сторона была очень довольна тем, как работает Шмельцинг. Интерпол никакой практической помощи по розыску автомобилей не оказывал. Россия для немцев была как черная дыра, в которой бесследно исчезали тысячи машин: “Мерседесы”, “Ауди”, БМВ и разная мелочь - “Опели”, “Фольксвагены”, “Форды”... Так было до тех пор, пока не появился Шмельцинг со своей компанией. И растроганные немцы увидели, что впервые за долгие годы появилась обратная связь. Пусть не все, но хоть какая-то часть украденного возвращается, а закон начинает действовать, как во всех цивилизованных странах.

Эти обстоятельства и помогли реализовать достаточно простую, но эффективную схему. В нее, по предложению Горевого, бизнесмены внесли некоторые коррективы. Поначалу все шло как обычно. “Авто-гарант” находил украденную машину, сообщал об этом в Германию и направлял документы в суд. Машина объявлялась в розыск, затем задерживалась сотрудниками милиции и доставлялась судебными приставами на штрафную стоянку. В девяносто девяти случаях из ста “Авто-гарант” без труда выигрывал суд, и юридическим хозяином автомобиля становился Шмельцинг, которому немецкие страховщики передавали права на проведение всех юридических процедур.

На этой стадии Горевой и предложил “переводить стрелку”. Зачем возвращать все автомобили? Где страховое общество “Краваг-Верзихиренг”, а где “Авто-гарант”? А главное, почему упускать такую выгоду: за отправленную в Германию машину можно было получить максимум 6 - 7 тысяч евро, а если оставить лимузин себе и продать его даже не за полную стоимость, полученная сумма будет на порядок выше.

История умалчивает, сколько именно автомобилей нашло новых хозяев по такой схеме. Доподлинно известно о двух лимузинах “Мерседес”, верхняя планка стоимости которых на рынке достигает 250 тысяч евро. Один обошелся хозяину в 40 тысяч долларов, а другой - в 25 тысяч... По оперативным данным, с того момента как к делу подключился Горевой, “Авто-гарант” начал возвращать две-три машины. Остальные, как блеснувшая на солнышке рыбка, становились осязаемы лишь на мгновение, а затем снова скрывались на бескрайних просторах России. Неужели в Германии ничего не замечали, неужели не понимали, что с ними играют нечестно?

- Махинаторы успешно прикрывались авторитетом Шмельцинга, - поясняет Юрий Тимченко. - Тот уверенно заявлял: машина найдена, но вернуть ее невозможно. И ссылался на специфику коррумпированной России. Немцы ему охотно верили. Особенно если он упоминал Кавказ. Тут никто вопросов не задавал, лишь глаза отводили в сторону... Даже когда мы приехали в Германию и пытались объяснить что к чему, нам верили с трудом.

Шмельцинг представил всю историю как пиар-акцию и внутриклановую борьбу в недрах МВД. Нам стоило больших трудов, чтобы немцы пошли навстречу и согласились с нами сотрудничать в двух случаях.

По свидетельству сотрудников ДСБ МВД РФ, масштабы криминального авторынка настолько велики, что даже у испытанных борцов с коррупцией опускаются руки. Достаточно назвать несколько цифр, чтобы оценить ситуацию. Только в 2005 году было разоблачено пять организованных преступных групп, занимавшихся легализацией криминального автотранспорта. Из них три группы имели международные связи, “окна” на границе, своих людей в прокуратуре, пограничной и таможенной службах. В группы входили действующие сотрудники милиции, которые помогали ставить на учет и легализовывать транспорт, числившийся в розыске.

Уже на первой стадии операции сотрудниками ДСБ МВД РФ совместно с подразделениями ФСБ и ФТС РФ выявлено более 700 автомобилей, криминальное происхождение которых не вызывает сомнений. Изъято свыше 1000 поддельных паспортов транспортных средств, бланков доверенностей, 200 фальшивых печатей, в том числе с символикой МВД, 150 клише нотариусов и подразделений ГИБДД. Найдена также подпольная типография, где изготавливались эти документы.
Как выяснилось, типография контролировалась представителями чеченской преступной группировки. Кроме того, изъято более 300 подлинных паспортов транспортных средств, что предотвратило легализацию похищенных ранее автомобилей.

Для переправки похищенного в Европе транспорта преступники использовали так называемый фантом. При пересечении границы они прикрепляли к машине номерной знак и заклеивали специальными накладками идентификационные номера, принадлежащие легальному автомобилю, имеющему разрешение на многократный проезд из одного государства в другое. Таким способом из Европы на территорию СНГ было переправлено несколько сотен лимузинов.

А что же наши герои, какова их дальнейшая судьба? О том, как поступил господин Шмельцинг, мы уже говорили. Что касается оставшихся фигурантов, то первый суд вообще признал их невиновными. Лишь Горевой был наказан небольшим штрафом.

После того как прокуратура опротестовала решение суда, был вынесен более строгий приговор.
 
Доридзе и его напарник Горевой получили по пять лет условно. О том, насколько справедлив этот приговор, можно судить по реакции осужденных. Они не скрывали своей радости. Ведь по существу это нисколько не ущемляет их права, фактически оправдывает мошенничество в особо крупных размерах и дает сигнал их последователям и ученикам: действуй, как я! И этот приговор был опротестован.

Впереди  новое судебное слушание.

Николай МОДЕСТОВ

Другие материалы раздела
Счастливые леди в погонах
Финалистками конкурса красоты, проводимого Уфимским юридическим институтом МВД России, стали десять девушек.
МотоМеморандум
Это не первая встреча первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Александра Чекалина с байкерами. Подробнее о целях и задачах меморандума читайте в ближайших номерах нашей газеты.
А Рейхстага на всех не хватило
Заметки, очерки, фельетоны, стихи... В конце войны появилась и долгожданная фотокамера. Это стало началом фотолетописи полка.
Футбольная война
В “Щите и мече” № 16 от 26 апреля 2007 года была опубликована статья кандидата исторических наук Виктора Асаулова “Футбольные войны”. Даем первые отклики читателей.
Стимул дорожной службы?
Реплика по поводу
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru