Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Вокзал от слова “вокал”

В зал ожидания, где пассажиры дремлют на тюках и баулах или с аппетитом уминают взятые в дорогу съестные припасы, входит подтянутый человек в железнодорожной форме, кланяется присутствующим и... садится за старинный рояль.

Традиции
Трижды в неделю строго по расписанию в здании Ярославского вокзала столицы происходит чудо. В зал ожидания, где пассажиры дремлют на тюках и баулах или с аппетитом уминают взятые в дорогу съестные припасы, входит подтянутый человек в железнодорожной форме, кланяется присутствующим и... садится за старинный рояль. Спустя мгновение вокзальное помещение наполняется волшебными звуками музыки. Вот тут-то и происходит настоящее чудо. Лица пассажиров меняются буквально на глазах: сначала в них читается удивление, но уже через полминуты напряженность и обеспокоенность исчезают, во взглядах появляется одухотворенность. Концерт продолжается ровно 30 минут. Потом пианист встает, так же не говоря ни слова, кланяется публике и уходит, провожаемый овациями.

Теперь уже никто и не помнит, кому первому пришла в голову мысль превратить железнодорожный зал ожидания в концертный зал. Идея возникла будто бы сама собой пару лет назад, когда в здании вокзала был сделан ремонт и зал - просторный, нарядный и сверкающий - стал напоминать помещение для концертов: сцена рядом с огромным, во всю стену окном, украшенная цветами, и ряды удобных кресел для зрителей. Тут-то и вспомнили, что само слово “вокзал” произошло от словосочетания “вокальная зала”. Что в XIX веке вокзалы были местом сосредоточения культурной жизни городов, местом встреч интеллигенции, местом, где устраивались творческие вечера. Вот и решили: а почему бы не возродить старые традиции?

Пианиста долго искать не пришлось: инженер-связист Павел Журавлев, четверть века прослуживший на Ярославском вокзале, с музыкой не расстается с девяти лет. В свое время учился у одного из лучших преподавателей Ленинградской консерватории по классу фортепиано и с тех пор дома для души играет на любимом инструменте. Он охотно согласился играть для пассажиров. Вопрос был только в одном: где взять хороший инструмент? Перелистали не один журнал объявлений, пока нашли достойный рояль производства известной фирмы “Беккер” - ровесник прошлого века.
Инструмент отреставрировали и поставили в зал ожидания. С тех пор здесь и происходят концерты.
Поначалу пассажиры реагировали не всегда однозначно. Кто-то пытался, как в ресторане, заказать что-нибудь вроде “Мурки”, кто-то даже пускался в пляс, но очень скоро такие бурные проявления прекратились.

- Танцы в зале ожидания (особенно если танцующий подшофе) смотрятся не слишком эстетично, - говорит Павел Журавлев. - Если такое случается, я стараюсь сбить ритм, изменить мелодию, чтобы продемонстрировать, что такое поведение неуместно. И это действует. Что касается выбора репертуара, то главный мой советчик - пассажир. В первое время, когда я экспериментировал, ко мне несколько раз подходили люди и говорили, что были приятно удивлены, услышав знакомые мелодии разных авторов, звучащих как одно законченное произведение. Они-то и подсказали направление поиска. Необходимо составить попурри из разных произведений, гармонично звучащее как одно целое. Кстати, осуществить это было не совсем просто. В зале есть так называемый акустический провал, не звучат первая и контроктава, что автоматически исключает практически всю классику.
Приходится подбирать произведения, звучащие в нужном диапазоне, либо переносить их из одной тональности в другую. Подбор осложняется еще и тем, что я не имею возможности репетировать в зале ожидания в присутствии пассажиров. Поэтому разучиваю произведение дома, причем так, чтобы его можно было сыграть слушателям уже законченным.

Рояль настолько гармонично вписался не только в обстановку, но и в саму жизнь вокзала, что сегодня уже трудно представить, что когда-то здесь звучала не музыка, а брань недовольных пассажиров. Рассказывает начальник Московско-Ярославского ЛУВД полковник милиции Николай Агошков:

- Еще несколько лет назад Ярославский вокзал, впрочем, как и многие другие, ассоциировался у людей с местом не слишком приятным, рассадником бомжей, средоточением различного рода криминала. Сегодня ситуация в корне изменилась. И дело не только в рояле, совместными усилиями руководства вокзала и милиции мы поставили жесткий барьер для всякого асоциального элемента.
Вокзал сегодня и чистый, и красивый, и безопасный. Криминальный фон существенно снизился: краж, хулиганств и других противоправных деяний стало намного меньше. Правда, у милиции прибавилась еще одна обязанность - присматривать за роялем. Его, конечно, не унесут, но испортить могут. Впрочем, обязанность эта не обременительная, а даже приятная. Да и нести службу под звуки рояля, по словам милиционеров, намного легче.

Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора

Другие материалы раздела
Счастливые леди в погонах
Финалистками конкурса красоты, проводимого Уфимским юридическим институтом МВД России, стали десять девушек.
МотоМеморандум
Это не первая встреча первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Александра Чекалина с байкерами. Подробнее о целях и задачах меморандума читайте в ближайших номерах нашей газеты.
А Рейхстага на всех не хватило
Заметки, очерки, фельетоны, стихи... В конце войны появилась и долгожданная фотокамера. Это стало началом фотолетописи полка.
Футбольная война
В “Щите и мече” № 16 от 26 апреля 2007 года была опубликована статья кандидата исторических наук Виктора Асаулова “Футбольные войны”. Даем первые отклики читателей.
Стимул дорожной службы?
Реплика по поводу
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru