Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

В России - мы равные среди равных

На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает главный раввин России Берл ЛАЗАР.

- Уважаемый главный раввин, что входит в ваши обязанности, какие возможности представляет эта должность для влияния на деятельность Федерации еврейских общин России (ФЕОР)?
- Прежде всего - это долг помогать другим людям всем, чем могу. Если же говорить о специфических обязанностях раввина - один знаменитый религиозный учитель как-то в шутку сказал, что самое большое отделение в аду уготовано раввинам. Он имел в виду, что именно на них лежит ответственность за поведение всех членов общины. Обязанность раввина - сделать так, чтобы каждый еврей не только веровал, но и соблюдал все Божественные заповеди. Раввин должен рассказывать, как обязан вести себя верующий человек, показывать это на своем личном примере, находить общий язык с каждым. Особенно важно выполнять этот долг раввина у нас в России - ведь, как вы знаете, на протяжении почти всего ХХ века из людей просто выбивали религиозную традицию, сейчас все приходится выстраивать заново, едва ли не с нуля.

Если говорить о возможностях: с одной стороны, раввин такой же человек, как все, но с другой - надо честно сказать, у раввина возможностей больше, чем у многих евреев. Раввин может напрямую встречаться с видными политиками и общественными деятелями, участвовать в решении многих проблем. А это значит, что раввин держит руку на пульсе всей общины.

Что касается ФЕОР:- каждой религиозной общине нужен сильный координирующий центр, и я уделяю работе федерации много внимания. Наша страна территориально самая большая в мире, поэтому необходимы централизованные структуры, которые могли бы заботиться о повседневной жизни членов общины во всех городах, во всех регионах. В то же время раввин должен использовать повседневные контакты с представителями власти для решения ряда проблем, стоящих перед федерацией, прежде всего в том, что касается строительства синагог, общинных центров, школ.

- Как сегодня живется евреям в России? Сколько граждан исповедует иудаизм? Сколько синагог работает? Каково, на ваш взгляд, место еврейской общины в общественной жизни Российского государства?
- Евреям живется в России так же, как в любой нормальной стране. Как и другим национальным и религиозным группам в нашем государстве. Мы равные среди равных - другие народы России уважают нашу идентичность, а мы точно так же уважаем их традиции и духовность. Это абсолютно нормальная ситуация, сложившаяся за последние 15 лет. Сколько граждан исповедует иудаизм?
 
Ответить на данный вопрос нелегко, ведь мы даже не знаем, сколько в России евреев. Больше миллиона - это понятно, а насколько больше? Теперь в паспортах графу “национальность” убрали...
Реально у нас более двухсот общин, в работе которых участвуют в общей сложности чуть более трехсот тысяч человек. Это наш актив - люди, которые регулярно молятся в синагоге, отмечают праздники, посылают детей учиться в еврейские учебные заведения... Наша цель - прийти к каждому еврею, но должен честно признаться, что до жителей маленьких городов, а тем более до евреев в сельской местности мы просто еще не добрались.

Что касается вопроса о месте еврейской общины в общественной жизни государства, мы были и, думаю, всегда останемся неотъемлемой частью общественной жизни страны, ее науки и культуры, просвещения и здравоохранения, производства и обеспечения безопасности. Я рад, что сейчас нет таких областей жизни, в которых бы евреи не участвовали. Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы какого-то еврея в наше время выгнали с работы или не приняли в институт из-за его национальности. Уверен, что подобных историй и не происходит - иначе мы бы все о них узнали, и это вызвало бы большое возмущение в обществе.

- Вы представляете еврейскую общину России в Общественной палате. Какие вопросы, поднимаемые там, считаются, на ваш взгляд, первоочередными?
- В первую очередь я как член Общественной палаты сосредоточиваюсь на проблеме гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. В целом у нас в России эти отношения лучше, чем даже во многих государствах традиционной, устоявшейся демократии: народы и традиционные религиозные общины веками жили вместе, делили радости и беды и научились жить бок о бок, уважая друг друга, помогая друг другу.

Но возникает серьезная проблема с воспитанием патриотизма - как сделать, чтобы естественное и необходимое любому человеку патриотическое чувство не деградировало в агрессивный национализм? Здесь мы входим в очень тонкие сферы, где нельзя все решить изданием одного закона или постановления. И Общественная палата, как мне кажется, является лучшим местом для обсуждения такого рода проблем: ведь, в отличие от Думы и Совета Федерации, она не принимает законы, а формирует общественное мнение.

- У Русской Православной Церкви существует Соглашение о сотрудничестве с МВД России и армейскими структурами в деле духовного воспитания личного состава... Есть ли подобные соглашения между правоохранительными органами и еврейской общиной? Как вообще строится взаимодействие в этой области?
- В октябре прошлого года при Федерации еврейских общин России был создан Департамент по взаимодействию с Министерством обороны, МЧС и правоохранительными структурами. Возглавил этот департамент раввин Арон Гуревич. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством обороны, аналогичное соглашение с МВД находится в завершающей стадии подготовки, к лету рассчитываем его подписать.

Раввин Гуревич введен в состав Общественного совета при Министерстве обороны. Он стал членом комиссии по культурно-шефской работе и, насколько мне известно, уже представил туда наши первые предложения. А они, эти предложения, касаются прежде всего преподавания спецкурсов по религиозным, национальным особенностям, обычаям разных народов России в военных вузах.

- Как иудею, поступившему на службу в Вооруженные Силы или правоохранительные органы, можно следовать нормам иудаизма?
- Вообще, быть евреем - достаточно сложное дело. Бог велел нам соблюдать 613 заповедей. Но в то же время у нас есть установление “дина демальхута дина” - “закон государства всегда надо соблюдать”. Это, конечно, относится и к армейским уставам, и к внутреннему распорядку работы в правоохранительных органах.

Сейчас мы готовим брошюру по основам веры для солдат и офицеров, несущих воинскую службу в разных регионах нашей страны. Там объясняется, как исполнять заповеди, находясь в армии или служа в милиции, где, конечно, и рабочий день ненормированный, и часто невозможно вовремя помолиться, и пищу принимать приходится вне дома. Мы рассчитываем на то, что к каждому военному округу будет приписан свой раввин, который, по заявкам от военнослужащих, мог бы посещать части и духовно окормлять солдат и офицеров.

Помощь в выполнении некоторых заповедей мы оказываем и в централизованном порядке. Так, на праздник Песах евреям в воинские части организована отправка мацы - пресного хлеба, который надо есть в течение недели. С лета планируем начать отправку наборов кошерных продуктов, изготовленных с полным соблюдением религиозного закона. Есть и некоторые другие проекты.

- Сейчас все больше (наряду с храмами других конфессий) возникает синагог на местах боевой славы России (скажем, на той же Поклонной горе в Москве.) Есть ли в еврейской общине программа патриотического воспитания и что она из себя представляет?
- Для нас увековечение памяти героев и жертв Великой Отечественной войны было и остается одной из главных задач. Треть нашего народа погибла от рук нацистских палачей и их приспешников на оккупированных территориях. И если бы не великий подвиг Советской Армии, евреи были бы поголовно уничтожены не только в России, но и во всей Европе. Так что залы боевой славы есть не только в синагоге на Поклонной горе. Например, в другой столичной синагоге на Малой Бронной тоже оборудован такой зал. Верующие люди постоянно приводят туда своих детей и внуков. Хотите, считайте это частью системы патриотического воспитания, хотите - частью нашего религиозного долга. Для меня, честно говоря, это одно и то же. Верующий человек не может не быть патриотом в стране, где государственная власть с уважением относится к религии и предоставляет ему все гражданские, национальные и культурные права. Поэтому я не думаю, что надо как-то особо выделять программу патриотического воспитания - это неотъемлемая часть нашего религиозного долга.

- Какую позицию занимаете вы в вопросе преподавания основ религиозных культур в школах, высших учебных заведениях, училищах и академиях силовых структур и правоохранительных органов?
- Если исходить из узких интересов еврейской религиозной общины, наверное, лучше всего было бы поддержать идею преподавания основ религии начиная со школьного возраста. Чего проще - послать раввинов во все школы, чтобы они рассказали о еврействе! Или собрать еврейских детей из всех школ, отвезти их на автобусе в синагогу на молитву... И то же самое пусть делают православные, мусульмане, буддисты.

Но мы понимаем, что такой подход рождает по меньшей мере столько же проблем, сколько решает.
С детьми нужно быть очень осторожными во всем, что касается национальной или религиозной принадлежности. Для взрослого человека религия - это прежде всего большие знания о духовности, традициях и культуре своего народа. У детей таких знаний еще нет, поэтому для них “своя” религия может восприниматься примерно как “своя” футбольная команда: сразу начнутся споры, какая вера лучше.

Так что если мы говорим о детях, то начинать надо, как мне представляется, с обучения тому, что есть общего во всех традиционных религиях и о чем большинство детей, к сожалению, пока и представления не имеет. Практически это могло бы принять форму учебного курса под названием “Духовные ценности”, ведь именно морально-ценностные императивы объединяют верующих людей и одновременно необходимы для всех граждан страны.

- На состоявшейся в январе конференции, организованной Федерацией мира и согласия и Общественной еврейской организацией узников фашистских лагерей и гетто, шла речь об усилении борьбы с различными проявлениями неонацизма, антисемитизма, ксенофобии. Была высказана тревога по поводу принятия Эстонией закона о сносе памятников советским воинам, о рассмотрении вопроса об установлении памятника СС-карателям, о попытках пересмотреть историю Холокоста и Второй мировой войны, об указе президента Украины, в котором националисты из ОУН-УПА признаются участниками освободительного движения на Украине и приравниваются к антифашистам... Какие практические действия совместно с представителями других конфессий предпринимает еврейская община России для противостояния таким явлениям (терроризму, шовинизму, антисемитизму, неофашизму, религиозному и политическому экстремизму)?
- Еврейская община не оставляет без внимания ни одной попытки переписать историю. Любое оправдание, любая попытка объявить тех, кто сотрудничал с нацистами, “национально-освободительным движением” - это оправдание самого нацизма, идеологии и практики, раз и навсегда осужденных Судом народов в Нюрнберге. От этого мы прослеживаем прямой путь к экстремизму, к терроризму, ко всем глобальным политическим вызовам современности. Мы всегда подчеркиваем, что любая попытка обелить местных приспешников нацистских оккупационных властей - это не проблема местной еврейской общины, это даже не проблема России. Это явление, требующее самой резкой международной реакции. Поэтому нам странно, что некоторые другие религиозные общины подчас не хотят или не считают для себя важным об этом говорить.

- Какие события в вашей жизни вы считаете самыми главными? Вы - многодетный отец. Какие заветы вашего отца вы передаете детям? Что можете посоветовать другим родителям в воспитании потомства?
- Моя жизнь богата событиями, слава Богу. Но, наверное, больше всего эмоций у меня до сих пор вызывают воспоминания о том, как мы открывали Еврейский общинный центр в Москве 18 сентября 2000 года.

Дело даже не в том, что это было мероприятие общегосударственной значимости, что к еврейской общине пришел Президент страны. Главное, что в первый раз после коммунистической революции евреи в России смогли построить свой общинный дом с нуля. Это был сигнал для всех евреев во всех городах и регионах нашей страны - надо строить. Строить синагоги, культурные центры, школы...

О заветах отца: главное, что я видел в его жизни, - это то, что он жил для других, помогал людям всем, чем только мог. Опыт отца позволил мне понять, как важно уметь разделить чувства с другим человеком. Разделишь с ним горе - укрепишь его, разделишь радость - радость даже не удвоится, а удесятерится. По сути, отец воспитывал меня своим примером. Этого я и хотел бы пожелать всем родителям, воспитывающим детей. Дети чувствуют нас куда тоньше, чем нам кажется. Поэтому главное - это дать им понять, что мы живем по правде Божьей. Говорим, что думаем, делаем, что говорим. Без обмана.

- Есть ли еще что-то, о чем вы считаете нужным сказать нашим читателям?
- Хочу пожелать удачи. Я знаю, что многим вашим читателям приходится рисковать здоровьем и даже жизнью, защищая мирный сон людей. Дай Бог, чтобы все у вас было в порядке.

Другие материалы раздела
Укрощение автомобиля
Одним из самых популярных занятий у обеспеченных людей сегодня стало изучение приемов экстремальной езды.
Когда девиз газеты - “Долг и честь!”
История вкратце такова. К нам обратился А. Антоненко, который рассказал свою невеселую историю.
Стражи злата града
Чехия - страна тихая, спокойная. Когда попадаешь в красавицу Прагу, создается впечатление, что здесь нет никаких проблем.
Нужен клубный инспектор?
В МВД России состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с профилактикой правонарушений среди футбольных болельщиков.
Поставлена триединая задача
На базе Казанского юридического института МВД России состоялись сборы руководителей образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru