Несмотря на очевидные для специалистов успехи правоохранительных органов, общественное мнение продолжает критически относиться к работе милиции. |
Критерий отбора
Несмотря на очевидные для специалистов успехи правоохранительных органов, общественное мнение продолжает критически относиться к работе милиции. Основные из глубинных причин сложившейся ситуации - это нерешенные в достаточном объеме задачи профессионального отбора сотрудников и закрепления кадрового ядра органов внутренних дел. При этом как руководителям МВД в целом, так и руководящему составу горрайорганов необходимо четко представлять, что могут наши опытные сыщики и следователи, как они этому научились, и выделить критерии такого отбора.
Действительно, в настоящее время подразделения и службы предварительного следствия, уголовного розыска, БЭП столкнулись с рядом проблем, которые ранее никак себя не проявляли. Прекратилось “воспроизводство” молодых перспективных кадров. Причем уходят “на гражданку” лучшие сотрудники даже из вновь принятых на службу.
“Несмотря на высокую укомплектованность, работу в ОВД существенно осложняет дефицит квалифицированных специалистов”, - отмечает начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенант милиции Владимир Кикоть.
В качестве причин кадрового дефицита он указывает на инфляцию, отсутствие современной материально-технической базы, недостаточный образовательный уровень, а также на недооценку факторов социальной и личностной мотивации.
Отметим, что вследствие жесткого отбора сотрудников в центральных подразделениях, в общем, удалось сохранить базовые ценности профессиональной культуры, на которых воспитывались поколения.
В условиях рыночной экономики работа с кадрами без учета экономического окружения офицеров вне рабочего места еще более усугубила проблему. Все, на первый взгляд, правильные кадровые мероприятия, такие как служебная, боевая, спортивная и другие виды подготовки, воспринимаются как “общественная нагрузка”, идущая еще от советского времени, которая безнадежно устарела и поэтому игнорируется и начальниками, и личным составом подразделений. В такой ситуации сотрудник теряет возможность проявиться и заявить о себе как о профессионале и целиком попадает в зависимость от начальника, в руках которого остается единственный оставшийся из одобряемых обществом механизмов поощрения - денежная премия. И отстранение от службы как наказание. А в каких традициях подготовлен сам начальник?
Если мы абстрагируемся от субъективных проблем указанного порядка, которые решаются простой сменой руководителя, то увидим две следующие большие проблемы, которые формируют конфликтную ситуацию, в той или иной степени характерную для всех регионов России. Причем обе проблемы далеко не новы, однако они резко обострились в современных социально-экономических условиях.
Первая - это проблема отбора и воспитания профессионально подготовленных следственных кадров и руководителей следственных подразделений, осознающих задачу воспроизводства кадров для службы в целом.
Вторая - система организации расследования и контроля над расследованием уголовных дел.
Смещение ценностных ориентацией привело к тому, что “текучку” именуют “работой”, утратив цели и задачи правоохранительной деятельности. Но кто же будет носителем этих системообразующих ценностей? Начальники подразделений зачастую остались единственными из старшего поколения следователей, которые отработали по 10 - 20 лет. Все остальные - молодежь.
Такое положение дел поставило начальника и его подчиненных в заведомо неравные условия при часто случающихся ошибках также помолодевших начальников. И если над критериями квалификации еще стоит уголовный закон, то для определения правильного служебного поведения следователя, его профессиональной культуры критериев нет. Фактически необходимо на всех уровнях руководства поддержать тех, чьи навыки и умения, устремления соответствуют интересам развития системы, сделав эти стремления основными критериями принятия решения о повышении по службе. Так можно возродить уважение к собственной профессии, к своему месту в службе.
Профессионализм следственно-оперативных кадров раскрывается не только и не столько в конкурсах лучших по профессии. Когда конкурсы дают возможность выявить лучшего, его ежедневное становление остается за пределами пристального внимания. По нашему мнению, повышение образовательного уровня и посильная просветительская работа по толкованию права являются одними из немногих возможностей повысить квалификацию, обобщить накопленный практический опыт. Поэтому необходимо и морально, и материально поощрять получение профильного и дополнительного образования сотрудниками, получение ими научных степеней и званий, написание научных статей и методических материалов. Следователь, как и врач, должен быть практикующим, поэтому следственные подразделения в обязательном порядке должны предоставлять время для такой работы. Это даст возможность возродить следствие как профессиональную элиту органов внутренних дел.
Для повышения профессионализма и увеличения широты служебного кругозора сотрудников необходимо возродить принцип, практиковавшийся долгие годы и благополучно забытый. Речь идет о назначении в вышестоящее подразделение, которое следует производить лишь после того, как сотрудник проявит себя на аналогичной должности в нижестоящем звене.
Необходимо отметить, что в последнее время функции аппарата организации следствия и внутреннего контроля фактически атрофировались по причине дублирования функций суда и прокуратуры. При этом перенос штабных функций на следователей губителен для эффективности следственной деятельности, он прерывает возможность потерпевшего путем закона воздействовать на целый этап следственной деятельности. Следователь-куратор лишен ответственности перед законом за вынесенные им решения, он отвечает только перед своим непосредственным начальником, который в свою очередь также не ограничен законом и не ответственен за принимаемые им решения, так как документ уходит за подписью еще более вышестоящего руководителя, который за все и отвечает. Это нездоровая бюрократия, отрицательно влияющая на качество следствия. Результативность и преюдициальное значение работы следователей-кураторов сводится к нулю. Следователь из толкователя закона превращается в бюрократа, что снижает его авторитет как в собственных глазах, так и в глазах участников уголовного процесса. Падает как престиж профессии, так и профессионализм следователей.
Для восстановления эффективности уголовного процесса на стадии предварительного следствия и улучшения качества следствия требуется установление порядка прохождения уголовных дел, аналогичного судебной системе России, когда уголовное дело на основании жалоб сторон принимается к производству и проверяется в ходе предварительного следствия вышестоящей следственной инстанцией. Для такого прохождения дел в качестве эксперимента не требуется законодательной инициативы. Очевидно, что в этом случае эффективность рассмотрения дел возрастет, а нагрузка по количеству дел не изменится. Понятно, что вырастет общая и персональная ответственность за принятые решения, несколько возрастет и объем необходимой по делу работы.
Роман ОЛЕНЕВ