Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Площадка для диалога

На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает председатель Совета Федерации России Сергей МИРОНОВ.

- Сергей Михайлович, недавно на заседании верхней палаты парламента сами сенаторы посетовали, что авторитет Совета Федерации в обществе оставляет желать лучшего. А радикальный Владимир Жириновский в телевизионном эфире вообще предложил упразднить руководимый вами орган власти. Какова, на ваш взгляд, реальная роль Совета в жизни страны? Какое влияние он оказывает на укрепление экономики, обороноспособности, других сфер деятельности государства?
- По поводу заявления Владимира Вольфовича. Многое в высказываниях отдельных политиков диктуется конъюнктурой текущих событий. Его предложение упразднить Совет Федерации не оригинально. Подобное уже звучало и в эфире, и с различных трибун. Жириновский - не особое российское явление. Такие персонажи есть практически в каждом парламенте.
Если серьезно, то проблема определенного снижения авторитета или доверия граждан к законодательной ветви власти, по сравнению с исполнительной, явление объективное и связано с тем, что власть становится все более технократичной. На первый план выходят исполнители, а не законодатели. И это общемировая тенденция.

Социологи утверждают, что Совет Федерации недостаточно известен в обществе. Но это не означает, что он не нужен гражданам и обществу.
 
Совет Федерации является стабилизирующим элементом в системе органов государственной власти в стране. Именно так была задумана эта палата парламента - как непартийное представительство регионов. Совет Федерации по Конституции РФ никогда не может быть распущен, его полномочия не прерываются ни на минуту. Это особенно важно в период избирательных кампаний, когда Государственная Дума с осени практически прекращает свою работу.
Совет Федерации не зря называют палатой регионов. Сегодня его основная задача - находить баланс интересов субъектов и федерального центра. Член
Совета Федерации должен защищать, в хорошем смысле слова лоббировать интересы своего региона, а в своем регионе он должен быть проводником общефедеральной политики, способствовать реализации на практике государственной политики.

Палата принимает участие в законодательном обеспечении всех реформ, которые идут в государстве. Палата выступает в качестве площадки осуществления диалога власти и граждан, общественных объединений, бизнес-сообщества.

Обеспечение стабильности в стране через согласование интересов общегосударственных и интересов регионов и реализация стратегии правового развития России - вот главные составляющие миссии Совета Федерации.

- Тем не менее у простых граждан складывается мнение, что Совет Федерации - некая цензурная структура, обязанная утвердить или отклонить правовые акты, разработанные и прошедшие обсуждение в Государственной Думе. В стенах самого сената и по его инициативе законопроектов рождается, честно говоря, немного. Чем вызвана подобная позиция или дело обстоит вовсе не так?
- Совет Федерации наделен Конституцией Российской Федерации полномочиями одобрять или отклонять федеральные законы. Такова функция верхних палат парламентов многих зарубежных стран. Но эта функция, конечно, не цензорская. Палата - активный участник законотворческого процесса.

Начиная с 2002 года члены Совета Федерации исполняют свои полномочия на освобожденной основе. Именно такой порядок формирования палаты позволяет Совету Федерации эффективно участвовать в рассмотрении законопроектов в Государственной Думе на ранних стадиях. Поэтому многие предложения, касающиеся содержания законов, нам удается реализовывать в процедурах первого и второго чтения в Государственной Думе. Причем Совет Федерации как палата, представляющая интересы регионов в законодательном процессе, в большей степени обращает внимание на соблюдение баланса интересов федерального центра и субъектов Федерации.

Те же предложения, которые мы считаем принципиально значимыми, но которые нам не удается согласовать с Государственной Думой, Совет Федерации оформляет в виде законодательных инициатив. Членами Совета Федерации и палатой в Государственную Думу вносится около 5 процентов от общего числа законопроектов, направляемых всеми субъектами права законодательной инициативы. Но численные характеристики не всегда объективно позволяют оценить роль палаты в законотворческой деятельности парламента.

Необходимо учитывать не только число законодательных инициатив, но и их содержание, а также совместное внесение законопроектов различными субъектами права законодательной инициативы, сроки прохождения законопроектов в Федеральном Собрании, актуальность законопроекта, масштабы решаемых задач и многое, многое другое. Развернутый анализ законодательной деятельности, в том числе и в части внесения законодательных инициатив, представлен в ежегодных докладах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации”.
 
- Поскольку состав Совета Федерации формируется из представителей регионов, возглавляемая вами палата по определению ближе стоит к проблемам субъектов государства, нежели другие органы власти. Через сенаторов, соответственно, и влияние на положение дел на местах у нее немалое. Как, по вашему мнению, в регионах сегодня решаются вопросы охраны правопорядка и борьбы с преступностью, в чем основные причины промахов и просчетов в этой области, которые все еще имеют место? Какова роль членов Совета в данной работе?
- Состояние преступности в Российской Федерации по-прежнему остается весьма тревожным. Генеральный прокурор Юрий Чайка в своем ежегодном докладе перед сенаторами в апреле текущего года отметил рост преступлений на 8,5 процента (то есть на 323 тысячи) в прошлом году по сравнению с 2005 годом. Все более ухищренными становятся сами преступления, особенно в экономической сфере. Требуют самого пристального внимания проблемы межэтнических отношений. Обозначились и регионы-лидеры по росту преступности - Приморский, Краснодарский края, Пензенская область.

В полной мере причины и просчеты в области правоохранительной деятельности продемонстрировали известные события
2006 года в Кондопоге. В них отразился весь комплекс нерешенных проблем. Это и пугающее своей традиционностью бездействие правоохранительных органов, и беспомощность местных и региональных властей, коррупция, неконтролируемая и нерегулируемая никем миграция.

Следует признать, что в стране еще не сложилось завершенной системы социальной профилактики правонарушений. Не сформулированы законодателем и основные принципы привлечения институтов гражданского общества к противодействию преступности. Все сильнее проявляется недостаток полномочий у правоохранительных органов. Откровенно слабы органы милиции общественной безопасности. Большую проблему представляет отсутствие криминологической экспертизы при разработке законодательства субъектов Российской Федерации.

В связи с этим актуальной остается деятельность, направленная на совершенствование российского законодательства в сфере профилактики и противодействия преступности, укрепления общественной безопасности, безопасности личности. И Совет Федерации со своей стороны прилагает здесь серьезные усилия.

Начну с того, что у нас каждый день есть полная информация обо всем, что происходит на территории России. Это позволяет выявлять на ранней стадии и предупреждать негативные тенденции, своевременно и адресно реагировать на те или иные
проблемы.
 
Члены Совета Федерации лично выезжают в регионы и выясняют причины тех или иных событий и происшествий, тесно взаимодействуют с государственными органами, как в центре, так и на местах. Комитеты Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, по обороне и безопасности проводят выездные заседания по проблемам обеспечения законности и правопорядка в федеральных ок ругах. Весной прошлого года при Совете Федерации была сформирована Объединенная комиссия по проблемам национальной политики и межконфессиональным отношениям. Палата в январе 2007 года приняла решение о продлении полномочий Временной комиссии по анализу ситуации на Северном Кавказе. Она оказывает конкретную помощь органам государственной власти северокавказских республик в разработке практических мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Особую роль играют парламентские расследования. Во многих субъектах Российской Федерации приняты и реализуются целевые программы борьбы с преступностью на их территории.

Уверен, в основе успешного решения проблем обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью лежит прежде всего развитие правосознания широких слоев населения, которое во многом зависит от качества самого законодательства. А именно на обеспечение качества законодательства и направлена вся деятельность Совета Федерации.

- В последнее время верхняя палата Федерального Собрания стала больше внимания уделять вопросам обеспечения безопасности, деятельности правоохранительных органов. Собственно, это не случайно, если учесть, что целый ряд сенаторов в недавнем прошлом - высшие офицеры и генералы МВД России. Например, одно из первых парламентских слушаний было посвящено проблеме молодежного экстремизма, надо сказать, высказанные в их ходе предложения были весьма актуальными и деловыми. Какие еще вопросы из этой сферы жизни общества намечено обсудить в перспективе?
- Обеспечение безопасности и функционирование правоохранительной системы являются одними из приоритетных направлений в деятельности Совета Федерации. В последнее время наибольшую остроту приобрела проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Советом Федерации проводится серьезная работа по рассмотрению существующих законодательных инициатив и выработке собственных предложений, направленных на нормализацию ситуации на дорогах.

В конце апреля состоялось заседание рабочей группы по разработке проекта федерального закона “О дорожном движении”. Предполагается, что члены Совета Федерации примут участие в работе Международного конгресса “Безопасность на дорогах ради безопасности жизни” в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики Совета Федерации в ближайшее время запланировано проведение парламентских слушаний по проектам федеральных законов “О Совете безопасности Российской Федерации” и “О безопасности”. Используя свое право законодательной инициативы, Совет Федерации уже в эту весеннюю сессию намерен внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов: “О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации”, “О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона “О Федеральной службе безопасности”. Кроме того, рабочей группой Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации совместно с представителями МВД России разрабатываются законопроекты: “О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”, “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Уверен, что такое тесное взаимодействие Совета Федерации с Министерством внутренних дел России и другими правоохранительными органами будет способствовать выработке своевременных эффективных предложений и законодательных инициатив по обеспечению безопасности России и ее граждан.
 
- Вы - один из высших руководителей страны, и хотя непосредственно с деятельностью органов внутренних дел не связаны, по всей видимости, владеете ситуацией, сложившейся в системе МВД России, знаете о процессах, осуществляемых в милицейских структурах. Какова ваша оценка эффективности работы по реформированию правоохранительного ведомства, какие направления вы посоветовали бы выделить в качестве приоритетных?
- В настоящее время основная фаза реформирования МВД России закончена. Президентом России были изданы важные правовые акты, касающиеся структуры и организации деятельности всей правоохранительной системы Российской Федерации. Преобразования коснулись оптимизации и структуры центрального аппарата МВД России, и управлений органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации.
 
Благодаря принятию Федерального закона “О противодействии терроризму” и созданию Национального антитеррористического комитета разграничены полномочия между федеральными и региональными правоохранительными органами и органами безопасности, создана более эффективная государственная антитеррористическая система. Это позволило не только снизить уровень террористической угрозы в нашей стране, но и заняться профилактическими мерами. Самое главное в прошедшей реформе - это ее комплексность, системность.

Совет Федерации со своей стороны принял непосредственное участие в разработке законодательных предложений по улучшению социального положения сотрудников правоохранительных органов. Ежегодная индексация их денежного довольствия благоприятно повлияла на ситуацию в органах внутренних дел.

Проведенная реформа способствовала повышению персональной ответственности руководителей и сотрудников любого уровня за свою работу. Это положительно сказалось на снижении темпов роста преступности в стране с 23 процентов в 2005 году до 8,5 процента в 2006 году. Снизились показатели тяжких и особо тяжких преступлений.

Важной составляющей проводимой реформы явилось образование в структуре министерства нового федерального органа - Федеральной миграционной службы России (ФМС России), а также ее территориальных подразделений. Это способствовало упорядочению государственной миграционной политики.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о выделении ФМС из МВД России и о наделении ее полномочиями самостоятельного органа со статусом федерального министерства. Учитывая сложность и многоплановость миграционных процессов, такой подход представляется вполне рациональным. Тем не менее пока в России преобладает нелегальная миграция, доминирующее участие ФМС России в сугубо правоохранительной работе вполне оправдано. При стабилизации миграционных процессов в нашей стране можно вернуться к вопросу преобразования ФМС России в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти.

Что же касается приоритетных направлений деятельности главного правоохранительного ведомства страны, то, по моему мнению, ими могли бы стать:

- борьба с коррупцией в органах внутренних дел, усиление общественного и парламентского контроля за их работой;

- бескомпромиссная борьба с наркоторговцами и пресечение наркотрафиков через нашу страну;

- взаимодействие с международными и зарубежными правоохранительными органами для совместной работы по противодействию международному терроризму, транснациональной преступности, нелегальной миграции и другим вызовам и угрозам безопасности;

- улучшение материально-технической базы МВД России, повышение социального статуса каждого сотрудника;

- подготовка квалифицированных кадров для МВД России, развитие ведомственной образовательной системы и ее качества, повышение профессионализма сотрудников.

Другие материалы раздела
Неинтересных дел у нас нет
Наш корреспондент Ирина ДУДУКИНА беседует с и.о. заместителя начальника Следственного комитета при МВД России полковником юстиции Олегом ЛОГУНОВЫМ.
Мы с тобой будем вместе сто лет…
- Вообще он редко писал письма, а тут сразу несколько. В них - признания, надежды на долгую счастливую жизнь...
Все о пенсии
Подробную консультацию даёт заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид НУРГАЛИЕВ
Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями - 70 лет
Безымянная колбаса
С началом операции сработало “сарафанное радио”. Раночные прилавки на глазах пустели - торговцы скрывались, брося товар на произвол судьбы.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru