Москва. Проспект Мира, 15. В этом доме на одном этаже долгие годы располагались Главное управление ГАИ МВД СССР и журнал “Советская милиция”. “Гаишники” и журналисты крепко дружили. |
Профи
Москва. Проспект Мира, 15. В этом доме на одном этаже долгие годы располагались Главное управление ГАИ МВД СССР и журнал “Советская милиция”. “Гаишники” и журналисты крепко дружили. И объединял их не только общий коридор. В том и другом учреждении работало немало энергичных, думающих, неординарных людей. Но среди них заметно выделялся начальник главка генерал-лейтенант милиции Валерий Витальевич Лукьянов. Подкупал он особым складом ума, необыкновенной работоспособностью, добродушием и поразительной простотой в обращении.
Писать о Валерии Витальевиче Лукьянове сложно. Потому что заметка эта должна состоять из одних восклицательных знаков! Им столько сделано в сфере организации безопасности дорожного движения страны!
Валерий Лукьянов родился в 1922 году. Участвовал в Великой Отечественной войне. С 1949 года - в органах внутренних дел: инспектор дорожной милиции, начальник участка, заместитель начальника ГАИ, заместитель начальника УВД, начальник УВД Орловской области. Талантливого организатора заметили в Москве. В 1967 году ему предложили возглавить службу ГАИ МВД СССР. Отказался. Здесь, на Орловщине, его знает каждый. А что в Москве? Высокопоставленный чиновник! Не более того! Уговорил министр: “Надо выстраивать новую службу ГАИ. Принципиально новую. Из прошлого возьми только самое лучшее”.
И Лукьянов загорелся. Тем более что прекрасно знал положение дел и имел свой взгляд на многие вопросы. Свои предложения по совершенствованию Госавтоинспекции он изложил в докладной записке министру. Предложения были одобрены. Лукьянову понадобилось шестнадцать лет, чтобы выстроить совершенно новую систему безопасности дорожного движения в стране. Система складывалась на строго научной основе. То, что удалось сделать Лукьянову и его единомышленникам, потрясает воображение. Одно перечисление займет несколько страниц: организация главка и его подразделений на местах, создание специализированных служб - дорожно-патрульной, дорожного надзора, монтажно-эксплуатационных, регистрационно-экзаменационных подразделений, пропаганды безопасности дорожного движения, административной практики, учетно-аналитической и так далее. Вслед за организационными возникли вопросы подготовки кадров. Были открыты две школы для подготовки инспекторов - в Краснодаре и Орле, образован ВНИИ БД, в практику стала внедряться электронно-вычислительная техника, налажено изготовление знаков со светоотражающей поверхностью...
Важный этап в деятельности Госавтоинспекции - создание в республиках, краях и областях общественных комиссий по безопасности дорожного движения. Всесоюзную комиссию возглавил министр внутренних дел СССР. И все это делалось не ради “лица самой службы”, что в общем-то неплохо, но главным образом ради снижения аварийности и смертности на дорогах.
Будучи начальником ГУГАИ МВД СССР, Лукьянов упорно проводил свою линию: не надо “накидываться” на человека за рулем. Заблудился кто-то в незнакомой местности - помоги. Голосует на дороге - останови попутную машину, посади. Заглох автомобиль - поинтересуйся, нужна ли помощь? Все это возвратится сторицей.
В 1983 году генерал Лукьянов ушел в отставку. Идею - превратить инспекторов дорожно-патрульной службы в “дорожных ангелов” - осуществить до конца не удалось.
Валерий Витальевич страстно тяготел к науке. Несмотря на сложнейшую работу по реформированию службы ГАИ, он выкраивал время для написания кандидатской и докторской диссертаций, издавал научные и учебные книги. Став профессором, преподавал в Академии управления МВД России, других высших учебных заведениях Москвы.
Виктор ЛЫКОВ