Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Да благословят вас Три Драгоценности!

На вопросы “Щита и меча” отвечает глава Буддийской традиционной сангхи Российской Федерации Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.
  1. На вопросы “Щита и меча” отвечает глава Буддийской традиционной сангхи Российской Федерации Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.


- Уважаемый лама, как жилось буддистам в России на протяжении всей ее истории? Как живется сегодня? Каково их участие в строительстве государства?
- Мы, буддисты, всегда делили на равных с представителями других национальностей и других вероисповеданий России все радости и беды, обрушивавшиеся на плечи россиян. Ведь наша религия в России получила распространение в ХVI - ХVII веках среди представителей монгольских племен: бурят, калмыков, тувинцев. А уже в 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом “узаконила” буддизм как одну из традиционных религий России. ХIХ и начало ХХ веков - период расцвета буддизма в Бурятии. Глава буддийского духовенства Забайкалья утверждался царским указом, а на местах - генерал-губернатором. Буддийская церковь становится частью бурятского общества, играет огромную роль в его экономическом и культурном развитии, образовании.

В 30 - 40-е годы прошлого века были разрушены и разграблены все 47 дацанов и дуганов на территории Бурятии. Тысячи высокообразованных лам-священнослужителей, носителей буддийской культуры, были заключены в лагеря и тюрьмы, расстреляны.

Великая Отечественная война кардинально меняет отношение государства к церкви. Буддийское духовенство выступает с обращением: “Все для фронта!” Оно находит самый горячий отклик среди верующих. Тысячи людей буддийского вероисповедания уходят в действующую армию, проявляя на фронте массовый героизм (только Героев Советского Союза в Бурятии 6 человек). В забайкальском тылу, в колхозах шьются парашюты, для фронта заготавливается мясо, шерсть, теплая одежда, поставляются лошади, подводы...

Как свидетельствуют архивные данные Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд обороны Отечества поступило около полумиллиона рублей добровольных пожертвований. Эта деятельность бурятских лам была отмечена личной благодарностью Верховного главнокомандующего Сталина.

Группа лам в 1945 году приглашается на встречу с правительством в Москву. И как результат - разрешение от Советского правительства на проведение религиозных молебнов в аймаках республики и “добро” на воссоздание дацанов. Кстати, вашим читателям, наверное, небезынтересно будет знать, как все начиналось...

По нашим традициям место для храма должно быть выбрано далеко не случайно. Вот как вспоминает один из участников тех событий: “Когда ламы поехали искать место, то один из них был на белой кобыле. Хотели подъехать к горе, но лошадь остановилась и легла. Ну, значит, тут будем строиться”. (Ведь у восточных народов лошадь всегда в почете. Она - морин-эрдэни. Что означает: лошадь-драгоценность, и для решения какого-либо великого дела всегда отправлялись на белой лошади, что символизировало удачу.) Так начинался (кстати, на добровольные пожертвования тогдашних колхозников) Иволгинский дацан, ставший за более чем 60 лет культурным и образовательным центром, оплотом буддизма в России и резиденцией Пандито Хамбо лам.

- Коль наш разговор затронул буддийские традиции, то хотел бы в общих чертах услышать от вас об ее основных постулатах. Ведь ваша религия - одна из древнейших в истории России.
- Главные постулаты нашего учения - добродетель, сострадание, добрые дела. Между прочим, есть в нашем учении 10 так называемых благих деяний. Своего рода правовых установок, очень, кстати, похожих на заповеди православия. Скажем, “не прерывай жизни” - сравните “не убий”. Или “не бери чужого”, то есть “не укради”. И так далее.

- Ваша роль как главы Буддийской традиционной сангхи в России? Участие в общественной и политической жизни страны? Какие задачи решаете будучи членом такого важного государственного института, как Общественная палата при Президенте России?
- Если коротко, моя обязанность прежде всего - окормление паствы и, конечно же, защита всех исповедующих буддизм. На всех уровнях. Скажем, в Общественной палате Российской Федерации. Участвовать в работе правительственных комиссий по религиозным делам... В комиссии при Администрации Президента... Кстати, в Общественной палате я являюсь членом комиссии по вопросам толерантности и свободы совести. Название говорит само за себя.

Большую работу приходится проводить в числе глав других традиционных конфессий, представляя Россию на международном уровне. Это участие в конференциях, форумах, церковных соборах...

Ведь мы обязаны всемерно способствовать доведению до сведения мировой общественности наших позиций, участвовать в подготовке соответствующих обращений к народам мира, скажем, в отношении терроризма, экстремизма, ксенофобии...

Мы обязаны искать любую возможность, чтобы принять активное участие в борьбе с такими противоречащими общегосударственным явлениями, как снижение уровня жизни, обнищание населения, алкоголизм, наркомания, детская безнадзорность. Выступать против безнравственной рекламы, против пропаганды насилия и цинизма на кинотелеэкранах. Возьмите хотя бы демонстрировавшийся не так давно телефильм “Бригада”, это же наглядное пособие по созданию организованных преступных групп... Также я являюсь вице-президентом Азиатской Буддийской конференции за мир, членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, членом Межрелигиозного совета России.

- Служба в Вооруженных Силах. Работа в правоохранительных органах. Защита Отечества. Какую позицию занимаете вы в отношении всех этих вопросов? Какие на этот счет существуют соглашения с руководством силовых структур?
- Все мы, без различий национальности и вероисповедания, прежде всего граждане России. И обязаны соблюдать ее законы.

В том числе и закон о воинской службе. Это ведь государственное дело. Я и сам, кстати, перед поступлением в религиозное учебное заведение и до принятия сана отслужил в армии. И считаю, что эти годы для моего становления как личности не прошли даром.

Да и вообще, воинская служба в Российской Армии для граждан буддийского вероисповедания имеет свои давние, исторические традиции. Ведь даже в Париж после победной Отечественной войны 1812 года конные и регулярные бурятские и калмыцкие части входили вместе со всей русской армией. На “страх и изумление” парижской публике русские генералы специально поставили их, одетых в меховые малахаи, на маленьких мохнатых лошадях, вооруженных средневековыми луками и стрелами, вместе с бородатыми казаками впереди блистательной русской кавалерии. А тувинцы, как известно, добровольно вошли в состав СССР во время Великой Отечественной войны. И сразу же приняли в борьбе с фашизмом самое деятельное участие.

Так что в армии буддисты служили и служат сегодня. Так же, как и в милиции. И так же воюют в горячих точках. Наши ламы участвуют в их проводах и встречах, сами с ними ездят и возят благотворительную помощь, занимаются на местах духовным окормлением.

Что касается введения института военного духовенства... Не буду говорить за другие конфессии, а что касается нашей религии, то процент буддистов все же не такой уж высокий, чтобы в силовых структурах держать постоянную платную единицу духовника. Может быть, есть смысл начать с того, чтобы для желающих в воинскую часть просто приглашать буддистского духовника... По той же причине, видимо, и не нашло у нас распространения строительство на территории военных частей, воинских учебных заведений буддийских культовых сооружений.

Несколько слов о взаимодействии Буддийской сангхи с правоохранительными органами. Оно в постсоветский период было всегда. Кстати, 11 мая 2007 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Заседание открывал министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Речь шла о создании именно такой постоянно действующей общественной организации. В этот совет, помимо известнейших наших артистов, других деятелей культуры, политиков, журналистов, ученых, космонавтов, представителей традиционных конфессий, вошел и постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве.

- И в заключение несколько слов-пожеланий нашим читателям. Ведь среди них в большинстве своем - люди в погонах, стоящие на страже законности, покоя и безопасности россиян...
- Счастья, процветания и гармонии. Они охраняют мир и покой граждан, порой рискуя жизнью. Да благословят их Три Драгоценности!

Другие материалы раздела
Экзамен примет видеокамера
Из выступления первого заместителя министра внутренних дел России генерал-полковника милиции Александра Чекалина о реформировании системы подготовки водителей во время посещения ОГИБДД УВД по Люберецкому району Московской области.
Приоритет - подготовка кадров
В марте текущего года в городе Казани был проведен учебно-методический сбор руководителей образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации.В совещании принял участие министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев.
Защищая право на права
В Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Время держать отчет
Совет ветеранов центрального аппарата МВД России - организация не совсем обычная.
Горячие новости на сайтах "Щита и Меча" и "Милицейской волны"
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru