Следуя поездом “Москва - Адлер”, корреспондент “Щита и меча” Елена Новгородцева приняла участие в акции Московского управления внутренних дел на железнодорожном транспорте МВД России. |
Следуя поездом “Москва - Адлер”, корреспондент “Щита и меча” Елена Новгородцева приняла участие в акции Московского управления внутренних дел на железнодорожном транспорте МВД России.
Поезд тронулся, и постепенно вагоны начинают обживаться: аккуратно развешивается на плечики одежда, вынимается из сумок снедь. Произносится последнее прости-прощай по мобильнику. Потом небрежно кладут трубку на стол рядом с паспортом и билетами, которые должен забрать проводник. Случаи, когда в такой ситуации документы и телефон исчезают бесследно, не часты, но все-таки случаются.
- Не боитесь, что злоумышленники воспользуются такой возможностью? - задаем вопрос женщине, мечтательно засмотревшейся в окно.
- А что, могут?! - с неподдельной наивностью в глазах откликается дама и прячет трубку в сумочку. А потом произносит: “Но ведь состав сопровождают сотрудники милиции!”
От подобной осведомленности возникает двоякое чувство: удовлетворения за то, что присутствие милиционеров заметно и внушает спокойствие, и чувство досады - почему сохранность личных вещей пассажиров возлагается на людей в форме, которые не могут одновременно находиться в каждом вагоне…
- На сопровождение состава выделяются два наших сотрудника, регулярно обходящих вагоны, и работает бригада кинологов - в целях пресечения террористических актов и провоза наркотиков, - комментирует начальник МУВД на ЖТ генерал-майор милиции Андрей Алексеев. - Но к каждому купе милиционера не поставишь.
Осенью прошлого года в МУВД на ЖТ создан оперативный отдел. За это время сотрудники службы раскрыли 50 преступлений, совершенных на железной дороге.
Пассажирам подобные факты неизвестны. Как и то, что в среднем за год сотрудники управления задерживают до трех с половиной тысяч человек, находящихся в розыске. Что ежедневно снимаются с поездов 5 - 7 подростков, самовольно следующих в курортные зоны, а на вокзалах ежесуточно выявляют до 25 юных сограждан, оставивших семью. Сегодня территория оперативного обслуживания МУВД на ЖТ составляет около 11 тысяч километров и проходит по 11 областям. В год “железка” перевозит свыше 50 миллионов пассажиров. Почти половина из них приходится на летний период. Курортный сезон оказывается для транспортной милиции самым напряженным. Обеспечение безопасности и правопорядка осуществляется в усиленном режиме, поскольку резко увеличивается количество юных пассажиров. В нынешнем году в соответствии с планом детских перевозок в оздоровительные лагеря этим видом транспорта воспользуются 155,5 тысячи ребятишек.
А все-таки как сами пассажиры оценивают криминогенную обстановку на железной дороге? Чтобы получить ответ на этот вопрос, и была организована общественная приемная все в том же поезде “Москва - Адлер”.
Опыт открытого общения с населением в МУВД на ЖТ имеется, но прием граждан руководителем управления прямо “на колесах” состоялся впервые. Сам Андрей Иванович считает, что это может стать эффективным методом профилактической работы, повысить степень доверия к сотрудникам милиции.
Дебют подвижной приемной не отличался массовостью. Впрочем, сам генерал и не рассчитывал, что ноу-хау соберет у входа в импровизированную приемную толпу пассажиров. У нас народ не только беспечный, но и инертный. Вопросы посетителей, откликнувшихся на предложение пообщаться с генералом, разнообразием также не отличались. В основном волновала проблема несанкционированной торговли в пригородных электричках.
…Из числа посетителей приемной не нашлось ни одного, кто когда-либо становился жертвой преступления. А потому как-то не готовы они были ответить на встречный вопрос: что, на ваш взгляд, сделает работу транспортной милиции более эффективной?
Наверное, с точки зрения обывателя, это хорошо: нет поводов для беспокойства, потому отсутствуют и предложения. Ведь для пассажиров главное, чтобы поезд вовремя доставил их в намеченный пункт.
Судя по тому, что наши соотечественники в последнее время отдают предпочтение железной дороге, а не авиаперелетам, путешествие по рельсовой дороге им кажется более надежным и безопасным. Не только потому, что повысились комфорт и культура обслуживания в поездах дальнего следования. Вклад сотрудников транспортной милиции в повысившееся реноме железной дороги велик.
Под особый контроль взяты поезда, следующие в Донецк, Казань, Новый Уренгой, Адлер, снискавшие славу наиболее криминогенных. Вместе с сотрудниками в форме составы сопровождают оперативники в штатском. Обязательно проводится предрейсовый осмотр поездов всех направлений в целях предотвращения закладки взрывных устройств. Во время движения регулярно проверяется целостность опечатывающих устройств технологических отсеков. Программно-технический комплекс “Розыск-Магистраль” помогает вылавливать преступников и всякого рода гастролеров. Только за пять месяцев нынешнего года с помощью ПТК проверено 46 миллионов пассажиров. В рамках программы “Антитеррор” объекты Московской железной дороги оснащены системами видеонаблюдения. На вокзалах столицы, областных центров и крупных городов установлено около тысячи видеокамер.
Немало хлопот доставляют “шалости” детей и подростков. Обкидывание вагонов камнями, подкладывание на рельсы посторонних предметов - самый распространенный вид нарушений, которые могут привести к непоправимой беде. За пять месяцев нынешнего года за подобные “развлечения” задержаны более сотни несовершеннолетних нарушителей. Кражи цветного металла (в среднем по пять в течение суток) - настоящее бедствие для железных магистралей. Легкость наживы, полная безнаказанность владельцев приемных пунктов - благоприятные условия, провоцирующие подобные преступления. Однажды кража кабеля остановила движение на одном из участков на 36 (!) часов.
…Пассажиры поезда “Москва - Адлер” ни о чем подобном не слышали. На вопрос “необходимо ли присутствие сотрудников милиции в поезде”, отвечали единогласно-утвердительно, а некоторые даже благодарили. Алексеев в сопровождении двух своих сотрудников, успевших уже не раз обойти состав, не ограничился общением в “подвижной приемной” и сам пошел “в народ”.
До Рязани, где эстафету сопровождения состава примет уже другой наряд транспортной милиции, оставалось минут двадцать. При практически стопроцентной заполненности вагонов не зафиксировано фактов нарушения общественного порядка и каких-либо других происшествий. Уже практически перед выходом из поезда одна из пассажирок сказала: “Все очень хорошо, только вот матрас комковатый…” Ну это уже не к милиции. Их задача - чтобы к сетованиям на подобные легкоисправимые недостатки не прибавлялись нарекания в адрес тех, кто призван обеспечить безопасность и спокойствие пассажиров…
Фото Евгения КАТЫШЕВА
и Богданы ЛАГУТИНОЙ
Москва - Рязань