Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2007 год

Тет-а-тет с автомобилем

Сегодня - в продолжение темы - отчет Богданы ЛАГУТИНОЙ о нескольких днях напряженных тренировок на автодроме,..

Испытано на себе

В № 13 “Щита и меча” мы начали разговор о проблемах подготовки водителей, а также о так популярном сегодня экстремальном вождении. О методах контраварийной подготовки рассказывал руководитель Центра высшего водительского мастерства, профессор кафедры экстремальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры Эрнест Цыганков. Наш корреспондент поделился собственными впечатлениями, полученными в ходе базовой контраварийной подготовки в Центре. Сегодня - в продолжение темы - отчет Богданы ЛАГУТИНОЙ о нескольких днях напряженных тренировок на автодроме, где она вместе с другими водителями обучалась различным премудростям виртуозной езды.

Чуть помедленнее, парта!
- Вы никогда не увидите на дороге водителя-аса, - заверил нас Эрнест Сергеевич, напутствуя перед выездом на автодром, где нам предстояло пройти курс активной контраварийной подготовки. Асы на дороге не заметны. Профессионал не станет бибикать, пристроившись к вашему заднему бамперу, требуя уступить дорогу. Он найдет лазейку и обойдет вас таким образом, что вы даже не заметите его присутствия. Для него дороги - это аквариум, в котором он живет, а машины вокруг - другие рыбы. Увидеть профессионала можно только на парковке: его машина будет  стоять идеально ровно, не мешая другим.
- На автодроме инструктор будет с вами общаться только посредством радиостанции. Вы должны будете остаться тет-а-тет со своим автомобилем и научиться с ним разговаривать. Так что отрабатывать технику выполнения тех или иных упражнений будем заранее, до выезда на практические занятия, - объясняет профессор Цыганков, приглашая  за уже знакомый тренажер.
И вот, привычно оседлав парты, мы отправились в путь. Один из главных приемов, необходимых для грамотного прохождения поворотов, - загрузка-поворот-тяга. Его суть в том, что в одну десятую долю секунды нужно успеть сделать поочередно три действия: слегка приотпустить педаль газа, повернуть руль и снова нажать на газ. Задержка на долю секунды - и вы в кювете (при условии движения на предельной скорости). Так что единственный выход - накладывать одну операцию на другую. Поскольку скорость наших парт позволяла нам ошибаться сколь угодно раз, мы и начали оттачивать мастерство, сидя за ней.
Как объяснили преподаватели, задача - заставить эту технологию уйти в подсознание. Слишком короткий временной отрезок, чтобы можно было вспоминать и подсказывать себе, что нужно делать и в какой последовательности.
Затем был урок геометрии. Профессор рисовал на доске повороты различной крутизны и раскрывал технику их прохождения. Все четко классифицировано, у каждого поворота есть своя критическая скорость. Прохождение поворота делится на четыре части: подход, вход, движение по дуге поворота и выход. Я нарочно не стану описывать эти траектории и называть предельные скорости, дабы не вводить кого-то в искушение. Чтобы научиться так ездить, нужны немалые тренировки, и отнюдь не на городских дорогах.
Именно для того, чтобы остудить наш пыл, Эрнест Сергеевич нарисовал нам, что происходит в случае мизерных ошибок. При этом популярно объясняя, почему одна машинка улетела в эту сторону, другая в ту, третья легла на бок, а четвертая перевернулась. Сколько же раз доводилось мне видеть таких не вписавшихся в поворот лихачей не на доске, а в кювете.
- Помните, что повороты делятся еще и по степени опасности. Когда вы подходите к повороту на большой скорости, у вас должна внутри включиться лампочка: внимание, настроиться! Опасность может исходить извне и изнутри. Внешняя - песок, лужа, выбоина под колесом, когда автомобиль может поскользнуться. Внутренняя опасность бывает еще коварнее. Человек по своей психологии на любую опасность реагирует отрицательно, не так как надо. К примеру, если начинает сносить, нужно чуть-чуть отпустить газ, а подавляющее большинство водителей совершают непоправимую ошибку: доворачивают руль в сторону, противоположную сносу, и полностью теряют контроль над автомобилем. Или того хуже - жмут на тормоз. Все начинается с педали газа. Это очень тонкий инструмент и главная педаль безопасности в автомобиле. Именно  газа, а отнюдь не тормоза. От того, вовремя ли ее нажали или отпустили, зависит очень многое...

Увидеть невидимое
Ну наконец-то мы на автодроме! Каждый из нас получает радиостанцию, которую выданной резинкой крепим к пассажирскому сиденью, и номер. Даже четыре номера. Ими, на манер гоночных автомобилей, обклеиваем стекла своих четырехколесных любимцев. Я - “второй”. Если за партами мы были все равны, то здесь моментально проявляется “классовое” неравенство. Потягаться возрастом с моей совершеннолетней “девяткой” (за 18 ей уже перевалило) никто не может. “Первый” - мой брат по конвейеру, но выпущен лет на 10 позже, “пятый” - “Волга”, хоть и убитая, но за рулем - профессионал, так что все, что надо, подкручено и смазано. “Третий” - новехонький “Хендай-Акцент” с автоматом. “Четвертый” - моя мечта. “Форд-Фокус” хетчбек. (На снимке - другая группа.)
Включаем ближний свет фар и поехали! Вся дальнейшая жизнь происходит в радиоэфире.
Первый день был самым легким, но даже по его окончании каждый из нас потерял семь потов. Занятия построены так, что мы в течение отпущенных четырех часов выполняли несколько упражнений, направленных на развитие разных навыков. На следующий день приемы усложнялись, накладывались один на другой, скорости увеличивались.
Самое простое - габаритная подготовка. Перед нами выставили стоечки. Задача - отъехав на
15 метров по взмаху руки преподавателя резко разогнаться и остановиться так, чтобы коснуться серединой переднего бампера стойки. Сбил - все ясно без комментариев. Не доехал - преподаватель показывает недостающее расстояние. Пять раз туда-сюда - и искомый результат, кажется, достигнут. Следующее задание - коснуться стойки передним левым углом машины. Потом правым. В последующие дни задача все усложняется. Нужно подъехать к стойке под углом, с разворота. И так до тех пор, пока не начинаешь чувствовать габариты автомобиля как свое собственное тело.
- Вспомните, как вас учили въезжать в бокс в автошколе, - говорил по этому поводу профессор. - Ставили восемь стоечек и объясняли: вы должны подъехать к ориентиру, вывернуть руль и двигаться назад. У вас не получалось, не получалось, вдруг - раз! - и получилось. Еще получилось, еще. Преподаватель с чувством выполненного долга отправлял вас сдавать экзамен. Научил он вас чему-то? Нет! Поверни бокс на десять градусов, и ученик в него уже не попадет. Мы уверены, что езда по ориентирам - это не лучший вариант, поскольку в реальности все много сложнее, и заезжать в гараж, арку или еще куда-нибудь вам понадобится с разных точек и под разным углом.
В последующие дни к переднему бамперу прибавился еще и задний. Коснуться стойки серединой, левым углом, правым. Проехать задним ходом мимо стойки так, чтобы между ней и зеркалом осталось пять сантиметров.
Движение задним ходом - особая песня. По подсчетам специалистов, чтобы научиться уверенно и безопасно перемещаться таким образом, нужно проехать задним ходом не менее восьми километров. У нас такой возможности нет, но инструкция, данная в классе Цыганковым, делает свое дело, и мы, на радость инструкторам, движемся назад по идеальной прямой.
- Знаете секрет, как не выписывать восьмерки? - спрашивал нас Эрнест Сергеевич. - Технология проста: небольшие повороты рулевым колесом и немедленное возвращение в прямое положение. Только таким способом обеспечивается плавность и равномерность движения. Эту технологию я подсмотрел много лет назад, когда путешествовал на теплоходе. Там отсутствует рулевое колесо, вместо него - ручка. И тот, кто стоит за этим “штурвалом”, действует именно так: слега поворачивает ее в нужную сторону и мгновенно возвращает на исходную.
Проверила на практике - работает!

Как я честь России уронила
Второе, чему учили нас после габаритной подготовки (а точнее, одновременно, поскольку все упражнения даются в комплексе): экстренное маневрирование. Это в автошколе змейки симметричные и проходить их можно “пешком” на первой передаче. Здесь же радиостанция голосом инструктора требовала делать все максимально быстро:
- Поздний заход, “второй”! Вы вылетаете на выходе. Видите, вас заносит? “Третий”, добавьте газа, хватит осторожничать! Так держать, “четвертый”!
Змейки сменяют попарные гонки друг за другом по кругу.
- Здесь главное не мощность двигателя, а грамотное выполнение поворотов, - кричит рация. - Кто сможет не терять на них скорость и управляемость, тот и начнет догонять. Но не заигрывайтесь. Догонять - не значит въехать в бампер!
Рабочая зона постоянно преображается. Вот зона поделена на две части. Въезжаем в первую, выписываем восьмерки, оттачивая владение габаритами, и переезжаем во вторую. Здесь - разгон и экстренное торможение. Задача - разогнаться как можно быстрее, остановиться мгновенно возле инструктора, не дав колесам заблокироваться. Теоретически секрет остановки без скрежета прост: бить ногой по тормозной педали, как зайчик по барабану, прерывисто, мощными рывками. Но на практике правая нога оказывается не готовой к столь стремительным движениям. Инструктор - молодой спортсмен раллийщик - веселый малый:
- На старте Корея против России (это он про “Хендай” и “Волгу”). Сейчас посмотрим, кто кого обгонит.
Бесстрашие инструктора потрясает. Два авто мчатся на него, а ему хоть бы что. И остановиться нужно точно возле него.
Поскольку число машин нечетное - состав пар все время меняется. Вот я гоняюсь с “девяткой”, а вот уже с “Акцентом”.
- Кто там у нас на старте? А, Европа против России! (Читай “Форд” против меня.) Марш!
Взревели моторы, машины срываются с места. Да простят меня соотечественники, но честь России мы с моей старушкой уронили...
Прямо хоть плачь! Моя машина, видно, обидевшись на “старушку”, заглохла. Еще какое-то время удается ее заводить и двигаться на подсосе, но затем она останавливается как вкопанная и перестает реагировать на мои попытки возродить ее к жизни. Мне остается лишь наблюдать за занятиями моих одногруппников, по окончании которых меня на буксире доставляют в автосервис. И - надо же, как обидно! - опытный автослесарь устраняет неисправность за 15 минут. Всего-то требовалось заменить ротор прерывателя (в простонародье бегунок), но день занятий насмарку.

На поворотах свистят только чайники
Одно из самых сложных и опасных упражнений: движение вокруг конуса на предельной скорости, когда начинается потеря управляемости автомобилем. Нужно поймать и зафиксировать поворот рулевого колеса, позволяющий выписывать ровные круги, и ни в коем случае его не докручивать. А понять, когда достигли нужной скорости, легко: колеса начинают слегка посвистывать. Дашь чуть больше газа - и в лучшем случае снесешь конус или намотаешь на бампер ограничительную, в худшем - впечатаешься в забор.
- Очень часто в боевиках показывают, как лихой герой несется на машине, колеса свистят на поворотах. Это мастер едет? Абсолютный чайник! - наставлял нас профессор Цыганков. - Он довернул колеса и нажал газ. Они, бедные, верещат, стирая протектор. Запомните два способа убрать визг: слегка приотпустить педаль газа или чуть увеличить дугу поворота. Никакого тормоза нет и быть не может! Тормоз в повороте - это снос.
Но сейчас наша задача - как раз ехать со свистом. В этом и смысл упражнения в отличие от других, где нужно ездить грамотно.
- Главное - не бояться и смотреть туда, куда вы хотите приехать, а не туда, куда боитесь, - внушает рация. - Психологи говорят: мы попадаем туда, куда смотрим. Увеличивайте скорость! Смелее! Почувствуйте предел управляемости!
Когда смотришь, как выполняют это упражнение другие, кажется, ничего сложного в нем нет. Но внутри автомобиля ощущение, что ты вот-вот перевернешься на крышу. Без инструктора, комментирующего каждое движение, ничего не стоит улететь в забор на первой попытке. Затем упражнение усложняется. Нужно сначала закрутить, а потом раскрутить спираль вокруг конуса, “играя” педалью газа и рулевым колесом. В ходе отработки таких достаточно экстремальных упражнений начинаешь понимать реакцию автомобиля на те или иные свои действия, как он выходит из-под контроля и как его вернуть в подчинение. И в подсознание уходит алгоритм правильных действий, который на практике поможет грамотно управлять автомобилем во всех ситуациях.
А в том, что как минимум половина водителей проходят повороты с грубейшими ошибками, я убедилась, когда по окончании обучения стала наблюдать за участниками дорожного движения. Только малые скорости и отсутствие помех спасают их от частых аварий. Но стоит появиться легкой гололедице, пройти дождику или попасться под колеса камешку (я уж не говорю о подрезавшем вас хаме), как они не впишутся в поворот даже на низкой скорости. Можно сколь угодно долго ругать обстоятельства, но главный виновник аварии - неумелое управление транспортным средством.

Кто пролил - тот наливает
Самый трудный и одновременно самый интересный - последний день. Мы идем цепочкой из первой рабочей зоны во вторую. Стойки, конусы и прочие предметы имитируют горные дороги, гаражи, препятствия. Коснулся стойки передним бампером, тут же развернулся задом  и въехал в гараж, вновь вокруг своей оси и к другой стойке. Задерживаться нельзя: за тобой чуть ли не бампер в бампер идет следующий. Со стороны это подобно вальсу: автомобили движутся, кружась, кажется, вот-вот заденут друг друга. Но нет, четкость движений, чувство габаритов и дистанции уже поставлены усиленными тренировками.
Кстати, по поводу габаритов. Еще одно замечательное упражнение позволяет почувствовать колеса так, чтобы попадать ими, куда захочется, с идеальной точностью. По автодрому разбрасываются... куски ободков перил от эскалатора. Задача - проехать по ним левыми или правыми колесами. Для автомобиля это совершенно безвредно, а водителю дает прекрасные навыки...
К исходу занятия силы мои были на исходе, и, выполняя экстренный объезд препятствия, я уже не так лихо дергала рулем, как раньше.
- “Второй”! Резче движения руками! “Второй”, “вторая”... Если сильно устали, отдохните в зоне безопасности, - сжалился надо мной, единственной женщиной в нашей группе, инструктор.
- Да у “второго” села гравицапа, - язвит в рацию его коллега.
Ну уж нет вам! Собираю последние силы и выполняю упражнение.
Самое веселое упражнение последнего дня из цикла подготовки водителей VIP-персон. Выезжаем попарно: на капот каждому ставится стакан с водой. Нужно проехать параллельно, синхронно останавливаясь возле стоек, а затем разъехаться в разные стороны, чтобы вернуться на исходную. Тут задача - вернуться первым, не перевернув при этом стакан.
- Тот, кто проливает воду, наливает стакан своему сопернику, - шутит рация.
Стараемся, хохочем, но воду проливаем! Через две попытки “должен стакан” уже каждый из нас. Еще две попытки, и все приезжают с полными стаканами. Как же не хотелось заканчивать обучение! За пять дней тренировок мы испытали столько нагрузок и столько эмоций, сколько, может быть, не доведется испытать и за год езды по городским дорогам.
- Главное, - напутствовал Эрнест Сергеевич, - не применять полученный арсенал мастерства, лихо перескакивая из ряда в ряд, а также обходя на скорости препятствия, шокируя других участников движения. То, чем вы теперь вооружены, - это не арсенал лихачества, а арсенал высшего водительского мастерства. Главная проблема современных дорог - менталитет участников движения. Я призываю вас: начните с себя. Просят вас уступить дорогу - уступите. И тогда кто-то рядом обязательно уступит вам.

Фото автора

 

Другие материалы раздела
Футбольная война
В “Щите и мече” № 16 от 26 апреля 2007 года была опубликована статья кандидата исторических наук Виктора Асаулова “Футбольные войны”. Даем первые отклики читателей.
Стимул дорожной службы?
Реплика по поводу
Поиски золотой середины
На внеочередном заседании Совета министров внутренних дел стран Содружества Независимых Государств обсуждались вопросы регулирования миграционных процессов.
На пьедестале почета - дружба
Уже традиционной для милиционеров трех славянских стран - России, Беларуси и Украины - стала международная спартакиада, посвященная памяти героев Чернобыля.
Стратегия – наступать
Выступление Президента России Владимира Путина.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru