Как известно, этой весной на амвоне храма Христа Спасителя в Москве был подписан Акт об объединении двух церквей Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). |
Событие
Как известно, этой весной на амвоне храма Христа Спасителя в Москве был подписан Акт об объединении двух церквей Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Это событие и верующие граждане России, и политики называют знаковым и историческим. Наша редакционная почта свидетельствует о том, что читатели хотели бы подробнее узнать, что же произошло в тот майский день?
Без исторического экскурса в данном вопросе никак не обойтись. Для этого вернемся в прошлое, лет этак почти на девяносто назад, в 20е годы ХХ века. Заканчивается Гражданская война. Деникинцы, врангелевцы, колчаковцы неудержимо откатываются на юг и восток России. К своему “последнему морю”. Вместе с белогвардейской армией уходят и тысячи священнослужителей Русской Православной Церкви. Ктото, как митрополит Вениамин, последний духовник русской армии и флота (мы о нем уже рассказывали на страницах газеты), принял добровольное решение разделить все тяготы и лишения изгнанничества своей паствы.
Уходят те, кто, спасая свою жизнь и жизни своих семей, испугались гонений, запретов и расправ со стороны безбожной большевистской власти.
А для таких опасений имелись все основания. Помните, есенинское: “На церкви комиссар снял крест. Теперь и Богу негде поклониться...”
И эти деяния комиссаров были только началом. Потом для священнослужителей будут застенки ЧК, печально знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и расстрельнострашный Бутовский полигон НКВД.
Так что и возникновение Русской Православной Церкви за рубежом стало следствием кровавой междоусобицы, упразднения в России патриаршества, а затем преследования верующих в СССР. И первоначально РПЦЗ была чемто вроде “временных автокефалий”, на создание которых в начале 20х благословил русских архиереев Святейший Патриарх Тихон, пытавшийся перед своей смертью любым путем уберечь церковь от уничтожения и безуспешно искавший хоть какогото консенсуса с новой властью.
Как же вели себя иерархи Русской Православной Церкви за рубежом в отношении Советского Союза и священников, оставшихся на территории СССР? Да так же, как и представители других, оказавшихся в изгнании, сословий. Одни сотрудничали в антисоветских изданиях, другие, как Рахманинов или Вертинский, отдавали свои гонорары на нужды Красной Армии. Военные одни, как атаман Краснов, безоговорочно пошли в услужение гитлеровцам, другие, как генерал Деникин, наотрез отказались от такого содружества, заявив, что при любой власти русская армия остается русской армией. И воевать с ней бесполезно. Священнослужители одни, как упомянутый нами выше митрополит Вениамин, во время Великой Отечественной войны поддержали возникшее патриотическое движение соотечественниковэмигрантов. Так, Вениамин, став членом Славянского конгресса, собирал средства для госпиталей Красной Армии, не раз помогал нашим дипломатам в организации встреч с президентом США Рузвельтом, к которому был вхож в любое время. Другие (и таких было немало) занимались постоянным обвинением РПЦ в “соглашательстве”. Этим словом клеймилась политика компромиссов, проводимая в СССР митрополитом (с 1943 года патриархом) Сергием (Страгородским). Политика эта закончилась признанием церковью власти коммунистов “властью от Бога”.
Нападки на Русскую Православную Церковь ожесточились с началом Великой Отечественной войны. (Какую позицию заняла с первых же дней РПЦ, мы знаем: патриотические призывы к защите Отечества, молебны о победе русского оружия, сбор средств на нужды Красной Армии и, наконец, целые танковые колонны, эскадрильи самолетов, построенные на деньги верующих.) А 4 сентября 1943 года ночью три митрополита во главе с Сергием были приглашены в Кремль к Сталину. Во встрече принимали участие министр иностранных дел Вячеслав Молотов и генерал НКВД (куда же без НКВД?), курирующий деятельность РПЦ, Георгий Карпов. Результат встречи “легализация” деятельности православной церкви, созыв Архиерейского собора с избранием Сергия Патриархом Московским и всея Руси, создание совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР.
Все это породило за рубежом новую волну упреков и обвинений в предательстве интересов церкви, в признании контроля за своей деятельностью со стороны безбожной власти, сотрудничестве с НКВД.
Но и деятелям РПЦ было, в свою очередь, что предъявить иерархам зарубежной церкви. Одно из самых тяжелых обвинений сотрудничество с Гитлером. Вот только некоторые документы, свидетельствующие о не оченьто благовидной позиции РПЦЗ. “Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения III Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу...” Вот так писал в газете “Новое слово”, издававшейся в Берлине, всего через неделю после нападения Германии на СССР будущий архиепископ РПЦЗ, а тогда архимандрит, Иоанн (Шаховской).
А вот что говорилось в пасхальном послании 1942 года митрополита Анастасия: “Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподней. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела “Христос воскресе!”
Победа 1945 года, казалось бы, открыла путь к примирению двух церквей, но началась холодная война, а смерть Сталина, годы правления Хрущева перечеркнули все надежды на объединение еще на пятьдесят лет.
Да и, поистине, целое воинство лютых врагов православия и России сделали все для того, чтобы объединение не состоялось. Тут и профессиональные разведчики США, и создание неканонической “Русской Православной Церкви в изгнании” (РПЦИ) из числа тех иерархов РПЦЗ, кто наотрез отказался идти на сближение с РПЦ, и даже наш бывший соотечественник, небезызвестный медиамагнат Гусинский, представляющий Всемирный еврейский конгресс... Обо всем этом можно написать отдельное исследование.
Противники видели в объединении и “русский реванш за поражение в холодной войне” и полагали, что существование двух “почти одинаковых” православных церквей гораздо сильнее било по православию, чем любая пропаганда.
И все же объединение состоялось.
17 мая в Москве на амвоне храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит ВосточноАмериканский и НьюЙоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении церквей.
Эксперты считают, что этим актом в России была наконец завершена длившаяся более 80 лет гражданская война. Кончилось бескомпромиссное разделение на “красных” и “белых”. И объединение является одной из самых значительных побед православного мира за последние десятилетия.
Это символизирует начало нового собирания Руси. Символизирует создание того единения, которое поможет нам возродить идеологическое и духовное единство нации.
Василий МОСКВИН