Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Начальник Следственного комитета при МВД России генерал-майора юстиции Николай Шелепанов

Выступление врид заместителя начальника Следственного комитета при МВД России генерал-майора юстиции Николая Шелепанова на страницах «Парламентской газеты».

Выступление врид заместителя начальника Следственного комитета при МВД России генерал-майора юстиции Николая Шелепанова на страницах «Парламентской газеты»

Прошло уже почти пять лет со времени вступления в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в значительной мере изменившего деятельность органов предварительного следствия в системе МВД России.

 Многие предложения МВД России, направленные на совершенствования отдельных положений кодекса, были учтены при внесении изменений в него в июле 2003 г. В частности, это касается уточнения понятий и полномочий органа дознания, начальника органа дознания и дознавателя; расширения прав начальников следственных отделов за счет возможности самостоятельно передавать уголовные дела от следователя к следователю, создавать следственные группы для расследования значительных по объему дел; совершенствования процедуры ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

 Вместе с тем некоторые проблемы до настоящего времени не нашли своего законодательного разрешения. В частности, практика выявила несовершенство положений статьи 223 УПК, ограничивающих срок дознания 30 сутками и возможностью проведения дознания лишь по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретного лица, что негативно влияет на результаты деятельности МВД России в целом.

 

В результате с органов дознания фактически сняли ответственность за конечные результаты работы, так как из дознания в следствие передается уже почти 60 процентов возбужденных дознавателями уголовных дел. Таким образом, органам предварительного следствия приходится расследовать все больше уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания, в ущерб расследованию тяжких и особо тяжких преступлений.

 

Следственным комитетом совместно с заинтересованными департаментами МВД России при участии представителя Государственно-правового управления Президента Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на изменение порядка и сроков проведения дознания.

 

Проектом предлагается внести в часть 2 статьи 223 УПК следующие изменения: предоставить возможность дознавателям принимать решения по результатам расследования, не передавая уголовные дела в органы предварительного следствия; предусмотреть возможность проведения дознания по уголовным делам независимо от того, установлено ли лицо, совершившее преступление; уточнить порядок производства дознания и полномочия начальников специализированных подразделений дознания, а также с целью перераспределения нагрузки передать в подследственность органов предварительного следствия уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 158 («Кража») Уголовного кодекса.

 

В связи с принятием в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», разработанного депутатами Государственной Думы А. Волковым, A. Розуваном, В. Илюхиным и Н. Езерским, решено включить указанные выше предложения в данный проект в качестве поправок.

 

Проект поправок поддержан заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и в декабре прошлого года одобрен на заседании комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. Рассмотрение документа на пленарном заседании Государственной Думы запланировано на февраль нынешнего года.

 

Следует обратить внимание и на проблемы, связанные с изменением порядка возбуждения уголовных дел, для чего теперь необходимо получить согласие прокурора. Введение такой процедуры обосновывалось необходимостью обеспечить законность и обоснованность возбуждения каждого уголовного дела, исключив при этом возбуждение так называемых «заказных» уголовных дел. Однако стремление достичь этого при помощи усложнения самой процедуры, как показывает практика, себя не оправдывает.

 

По данным статистики, за последние годы доля отказов прокурора в согласии на возбуждение уголовных дел составила всего полпроцента, что соответствует уровню отмененных прокурорами постановлений следователей о возбуждении уголовных дел во время действия УПК РСФСР. Это убедительно свидетельствует о том, что уведомительный порядок возбуждения дела, который содержался в прежнем УПК, предоставлял прокурору достаточные полномочия для проверки законности и обоснованности возбуждения уголовного дела и принятию мер реагирования на незаконные решения следователя или дознавателя.

 

Наиболее остро этот вопрос стоит в регионах, где следственные отделы территориально отдалены от мест дислокации органов прокуратуры на значительные расстояния. Из имеющихся 2 980 следственных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации - 432 (14,5%) расположены в населенных пунктах, от которых до надзирающих прокуроров и судебных органов можно добраться, преодолев от 10 до 600 км. Аналогичное положение отмечается и с подразделениями дознания.

 

Сегодня возникла ситуация, когда в течение суток уголовные дела возбуждаются в среднем лишь по 5-10 процентам заявлений и сообщений о преступлениях (например, в ГУВД Ставропольского края - всего 6 процентов).

 

Тем самым действующий порядок возбуждения уголовного дела при его неукоснительном выполнении фактически становится препятствием... к их своевременному возбуждению, приводит к утрате органами внутренних дел инициативы при раскрытии и расследовании преступлений непосредственно после их обнаружения, не позволяет следователю во многих случаях ни задержать лицо, даже застигнутое с поличным по подозрению в совершении преступления, ни допросить в качестве потерпевшего человека, которому нанесены телесные повреждения, способные привести к смерти.

 

Особую актуальность этот вопрос имеет для органов предварительного следствия и дознания на транспорте. Потерпевшие и свидетели, проживающие в разных регионах России, не могут ожидать, пока следователь доложит собранные материалы надзирающему прокурору и получит его согласие на возбуждение уголовного дела. Отсюда - дополнительные расходы на служебные командировки, оплату проезда и проживания свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, недовольство граждан.

 

В целях экономии времени и ресурсов следователи и прокуроры иногда идут на сознательное нарушение закона: согласие прокурора на возбуждение уголовного дела дается по телефону, по факсу, либо материалы представляются прокурору на следующие сутки, и тогда согласие дается, как говорится, задним числом, что может повлечь за собой серьезные правовые последствия.

 

И уже влечет. Например, прокуратурой было возбуждено уголовное дело по призна­кам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 301 («Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей») Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении следователя следственного управления при УВД Мотовилихинского района г. Перми И., которая, выехав на место происшествия, вынесла постановление о возбуждении уголовного дела по факту причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего Ичетовкина в 21 час. 30 мин. и была вынуждена составить в порядке статьи 92 («Порядок задержания подозреваемого») протокол о задержании подозреваемого Чазова в связи с истечением установленного данной правовой нормой трехчасового срока с момента его доставления в отдел внутренних дел, а за согласием прокурора на возбуждение уголовного дела по объективным причинам обратилась лишь утром следующего дня.

 

Однако Пермский областной суд вынес по данному уголовному делу оправдательный приговор, указав, что к задержанию Чазова имелись законные основания, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации оставила этот приговор без изменения.

 

Следственным комитетом последовательно отстаивается позиция необходимости изменения процедуры возбуждения уголовных дел. Нами поддержаны предложения Администрации Президента, направленные на исключение согласия прокурора на возбуждение уголовных дел. В настоящее время проект соответствующего федерального закона находится в стадии проработки.

 Николай ШЕЛЕПАНОВ
Врид заместителя начальника
Следственного комитета при МВД России,
генерал-майор юстиции, кандидат
юридических наук, заслуженный юрист
Российской Федерации
02.02.2007

Другие материалы раздела
Поздравления
ЗАСТАВА СТРАНЫ
Здесь творят чудеса
О курганских кудесниках пациенты узнают после того, как безуспешно полежат по разным медучреждениям, где не то что не могут вылечить - могут всю жизнь искалечить, отправив раньше времени на пенсию в статусе “инвалид”.
За цифры заглянула кинокамера
В Министерстве внутренних дел прошла конференция Общественного совета при МВД России и руководителей общественных советов при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Благодаря видеосвязи в ней приняли участие представители милиции и общественности из разных регионов страны.
Круглый стол
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru