Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

Город без участковых?

Об особенностях службы в столице нашему корреспонденту рассказал заместитель начальника МОБ ГУВД по городу Москве - начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних полковник милиции Григорий КРАСНОВ.

Профилактика
Безопасность москвичей обеспечивают 3553 участковых уполномоченных, эта цифра многим может показаться довольно-таки большой, особенно для жителей отдаленных уголков России, где порой одному участковому приходится обслуживать территорию в тысячи квадратных километров, но не для такого мегаполиса, как Москва. Об особенностях службы в столице нашему корреспонденту рассказал заместитель начальника МОБ ГУВД  по городу Москве - начальник Управления организации  деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних  полковник милиции Григорий КРАСНОВ.

- Не секрет, что инфраструктура Москвы отличается от всех городов России, что это крупный транспортный узел, мощнейший жилой центр. В столице как нигде ярко выражены миграционные процессы. Жилищные массивы поглощают миллионы гостей, которые чаще всего здесь и оседают. Конечно же, столица привлекательна не только для законопослушных граждан, но и для преступников, бродяг и попрошаек. Для воров-гастролеров Москва - вообще идеальное место работы. Именно масштаб и специфика города и добавляют нам дополнительные обязанности, накладывают огромную ответственность.
Тем не менее на счету участковых - четверть от всех преступлений, раскрытых милицией в Москве. В прошлом году это было почти 22 тысячи преступлений, включая убийства, грабежи, разбои, кражи...
- Однако главная задача участковых - все-таки не раскрытие преступлений, а их профилактика. Именно поэтому участковому так важно знать жителей своего участка. Существует даже положение о том, что участковый обязан каждые полгода обходить квартиры на своем участке, вручать визитные карточки. Но, увы, практика показывает, что москвичи не знают своих участковых. С чем это связано, может быть, у них очень большая нагрузка или это проблема контроля?
- Я задавал себе этот вопрос и пришел к выводу, что участковый должен знать свое население в той мере, которая необходима для обеспечения общественной безопасности. Главное - результат, надежность его работы. Ведь некоторые граждане просто не хотят знакомиться и дверь нашим сотрудникам не открывают, говорят: “Мы милицию не вызывали”. Возможно, и не стоит пытаться познакомиться со всеми во что бы то ни стало. Главное, чтобы участковый знал положение дел на участке, знал всех людей, которые требуют контроля, знал своих общественников-активистов, которые могут ему в случае чего помочь, и этого достаточно для обеспечения правопорядка.
Что касается регулярных обходов, то участковый порой приходит и не по одному разу, но не застает никого дома или ему просто не открывают, тогда он должен оставить свою визитную карточку хотя бы в почтовом ящике. Жители должны знать, где в случае необходимости найти своего участкового, его имя, номер телефона.
А вот то, что не у всех граждан есть визитные карточки, - это другой вопрос. Это  зависит от исполнения, от организации и контроля. Мы требуем от руководителей службы, чтобы у каждого жителя была визитная карточка участкового. Именно это мы проверяем, и в случае невыполнения - привлекаем к ответственности.
- Одна из наиболее популярных инициатив  столицы - возрождение ОПОПов. Сегодня уже говорят о более эффективном взаимодействии со старшими по подъездам - это только проект или разработанная программа?
- Старшие по дворам и подъездам - это институт местного самоуправления, который введен правительством Москвы. Обычно старшими становятся люди с повышенной социальной активностью. Сейчас мы добиваемся того, чтобы председатели советов общественности стали координаторами деятельности всех старших по домам и подъездам, а также служили связующим звеном между представителями общественности и участковыми. Они в курсе того, что происходит у них в подъезде, доме, дворе. Иной раз участковому достаточно прийти к старшему по подъезду, посидеть с ним на лавочке минут десять, поговорить - и он уже в курсе всех дел. Председателями советов ОПОП становятся люди опытные, неравнодушные, часто бывшие сотрудники органов внутренних дел - таких более 60 процентов.
Председатели советов общественности ведут прием граждан, помогают  решить насущные проблемы. Учитывая, что часть рабочего дня они проводят вместе на участковом пункте милиции, мы просим опытных председателей еще и послужить наставниками для молодых участковых. Тем более что молодежи у нас очень много: до года работают в этой должности почти 30 процентов сотрудников, до трех лет - 25. А молодые ребята, только окончившие колледж милиции, не имеют достаточного жизненного опыта, так необходимого в работе участкового. Поэтому так важно их вовремя поправить, одернуть, подсказать, и в этом плане роль председателя совета общественности приобретает качественно другой вес.
Однако на сегодняшний день решены далеко не все задачи по работе самих  ОПОПов. Так, 145 пунктов охраны общественного порядка по-прежнему расположены отдельно от участковых пунктов милиции, а это искажает саму идею их работы. Участковый уполномоченный и председатель совета уже работают как бы даже не в одной команде. Однако эти проблемы находятся, что называется, на карандаше и решаются  в данный момент совместно с руководством префектур и управ.
- А какую проблему для службы участковых вы считаете на сегодняшний день наиболее актуальной?
- Участковый не сидит в кабинете в отделе внутренних дел, он должен находиться на участке. Но куда он пойдет со своей папочкой, осматривать подозрительные квартиры или по своим делам - это уже зависит от его добросовестности, ответственности, сознательности и ощущения  контроля.
Усиление контроля за работой участковых - одна из основных проблем. В ее решении мы особое внимание уделяем общественному контролю и возлагаем большие надежды и на старших по домам и подъездам, и на председателя совета общественности, и на самих граждан. Мы очень внимательно относимся к жалобам граждан на участковых уполномоченных. Более того, если приходит жалоба от старшей по дому по вопросам, которые должны решаться на уровне участкового, мы проводим проверки, причем не только по факту заявления, но и проверяем, как работает участковый.
Кроме того, у нас есть горячая линия, куда граждане обращаются по вопросам работы участковых, иногда с жалобами, и по этим фактам всегда проводятся проверки.
Только в прошлом году по разным каналам ГУВД по городу Москве поступило около 900 жалоб на неправильные действия участковых. В результате проверок почти третья их часть в той или иной степени подтвердилась и нерадивые милиционеры были наказаны. Общее количество обращений к участковым также значительно возросло, и я думаю, что это можно считать показателем большего доверия граждан к милиции.
Однако следует признать, что эффективной деятельности участкового в определенной степени препятствует несовершенство законодательства, например - отсутствие должных рычагов в борьбе с бродяжничеством. Приходит очень много коллективных писем, граждане не жалуются на милицию, они жалуются на бомжей. Участковые приходят, выводят лиц без определенного места жительства из подъездов, но они тут же возвращаются. А такое соседство никому не нравится. Но мы ничего сделать не можем, потому что бомжевание не является правонарушением. Ни в одном из законов не сказано, что нельзя заходить в подъезд дома, что нельзя расположиться на ступенях и поспать. Максимум, что может предложить участковый, - это вызвать “скорую” или направить в приют, но только по желанию гражданина без определенного места жительства. Мы вместе с Департаментом социальной защиты населения подготовили предложения о внесении изменений в законодательство, но пока они не рассмотрены.
- И что вы предлагаете?
- Создать систему обязательного учета лиц этой категории. Человек хочет бомжевать, бродяжничать - пожалуйста, но должен состоять на учете. В базе данных должны быть отпечатки пальцев, краткая информация о нем, регистрация. За отсутствие этих данных лицо без определенного места жительства несет ответственность, вплоть до административного ареста.
Однако как только мы вносим какие-то ужесточающие ответственность предложения, нас сразу же начинают обвинять в том, что мы хотим ограничить права человека. А мы только хотим, чтобы законодатели услышали простых граждан, ведь надо учитывать интересы всех. И если бродяги своим поведением доставляют неудобства остальным - это надо пресекать. Во многих письмах граждане жалуются на ужасный запах, исходящий от бомжей, но запах - категория субъективная, и законодательно определить, где есть благовоние, а где вонь - практически невозможно. Гораздо важнее другая проблема - распространение инфекционных заболеваний и большое количество противоправных действий, совершаемых этой категорией лиц. Сам их образ жизни провоцирует на преступления, бродяги привыкли жить за счет подачек, но в неудачный день они пойдут на преступление просто потому, что захотят есть, выпить или замерзнут.
Может быть, наши предложения не самые лучшие, но надо, чтобы эту тему начали обсуждать в общественных кругах. Вместе мы найдем решение.
Еще одна наша головная боль - хронические алкоголики. В этой связи к нам тоже приходит много жалоб. Жильцы пишут, что спиваются целые семьи, что не работают, не заботятся о детях, в квартиры приглашают таких же алкоголиков, все это сопровождается жуткой антисанитарией. Но пока хронический алкоголик не совершил правонарушения, участковый ничего с ним сделать не может, разве что беседу провести.
Рецидивная преступность для Москвы также весьма актуальна. Не секрет, что в местах лишения свободы не все исправляются. Отбыв наказание, многие возвращаются к разбитому корыту, нет жилья, разрушены семейные отношения, нет работы. Они пытаются выживать. Начинают воровать, пить, пополняют ряды бездомных. Вопрос их ресоциализации стоит очень остро, и государство должно этим заниматься. Мы в своей программе говорим об этом и о том, что необходимо установить квотирование рабочих мест для таких лиц. Вот только говорить об этом легко, но очевидно, что руководитель любой фирмы возьмет законопослушного рабочего, который так же стоит на бирже, а не ранее судимого. Другая сторона этого вопроса: отсутствие рычагов воздействия на судимых. В прошлом существовал институт административного надзора. Это очень помогало в сдерживании негативного поведения вернувшихся из мест не столь отдаленных. Сейчас все эти рычаги утрачены. Участковому остается только вести профилактические беседы и собирать информацию, свидетельствующую о противоправном поведении.
В целом,  на мой взгляд,  исходя из реалий сегодняшней жизни  общества, сложившейся практики было бы целесообразно скорректировать обязанности участковых уполномоченных милиции, установленных соответствующей Инструкцией в 2002 году. Убежден, что при всей очевидной многофункциональности деятельности участкового необходимо сократить или ограничить его участие в решении вопросов, давно ставших прерогативой других ведомств. Это позволит сконцентрировать работу участковых на выполнении главной задачи - обеспечении правопорядка и общественной безопасности в жилом секторе.
- Костяк службы участковых уполномоченных Москвы сегодня - молодые люди, имеющие минимальный опыт работы в органах правопорядка. Многие из них, получив высшее  образование, стремятся перейти в другие службы. Что можно сделать, чтобы закрепить молодых специалистов? Какие рычаги имеются в вашем распоряжении?
- Золотой фонд милиции общественной безопасности Москвы - это 76 ветеранов службы, в том числе заслуженных участковых, которые более 20 лет работают на этой должности. Им предлагали повышение, должности начальников милиции общественной безопасности, службы участковых, но они не хотят. Но, безусловно, 76 человек на всю Москву - это очень и очень мало. Москвичи перестали идти в службу участковых, да и в милицию вообще. Это связано и с низким по столичным меркам денежным содержанием, и с различными социальными вопросами, и недостаточным престижем милицейской работы. Да и решить жилищный вопрос для участковых мы не можем.
По законам Москвы и Жилищному кодексу мы можем предоставить жилье только тому милиционеру, который признан нуждающимся в жилье. А официально нуждающимся в жилье может быть признан человек, который прожил в Москве не менее 10 лет и ему не хватает площади или негде жить, например, живет в общежитии. Многие наши сотрудники зарегистрированы по временной схеме, то есть они даже не считаются жителями Москвы. Признать их нуждающимися в жилье нельзя, даже если они будут служить в течение 10 - 20 лет участковыми. Поэтому несколько наивно выглядит действующее положение, в котором говорится о том, что участковому должно предоставляться жилье на обслуживаемом участке. Думаю, что если бы вопрос с жильем был решен, в нашей службе не было бы некомплекта более 100 человек. А 100 участковых по 3 тысячи человек на каждого - получается 300 тысяч, это население крупного города. Увы, проблемы социальной незащищенности пока есть, и существенно переломить состояние кадров очень трудно, поэтому и нет пока очереди в нашу службу.
В этом году осенью мы празднуем свое 85-летие, у нас большой опыт, и думаю, что время расставит все по своим местам, социальные вопросы будут решены и каждый признает, что участковый - от слова участие.

Беседовала Ольга РЕБРОВА
Фото Александра ЮРШИНА

Другие материалы раздела
Акцент
Героиновый бизнес цыганского барона
Во Владимирской области за сбыт крупной партии героина задержан так называемый цыганский барон.
Подарки от дядюшки Марио
Нервно озираясь по сторонам, Певцов дернул дверную ручку отдела доставки и скрылся в небольшом здании городской почты.
Вечность длилась полтора года
К великому сожалению, сегодня предпринимаются попытки переписать историю, принизив роль советского народа в исходе Второй мировой войны, а порой и представив его оккупантом чужих территорий. Но сделать это будет не так легко и просто хотя бы потому, что живы еще свидетели тех страшных дней.
Милицейский десант
Стартовал чемпионат Европы по футболу 2008 года. Страны - хозяйки первенства - Австрия и Швейцария. Восемь европейских городов - Базель, Берн, Женева, Вена, Клагенфурт, Зальцбург, Инсбрук и Цюрих ожидают прибытия двух миллионов болельщиков.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru