Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2008-2009 год

“И явились два мужа-белоризца…”

На окраине Вологды расположился Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь, основанный в конце XIV века преподобным Дмитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших среди своих северных собратьев, он с 1989 года снова стал действующим мужским монастырем. Легенд вокруг этих мест сложено немало,..

 Легенды и были
На окраине Вологды расположился Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь, основанный в конце  XIV века преподобным Дмитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших среди своих северных собратьев, он с 1989 года снова стал действующим мужским монастырем. Легенд вокруг этих мест сложено немало, в том числе о героизме вологодских монахов - защитников своей обители.

Есть одна удивительная легенда о воинах-белоризцах, которая по сей день волнует умы исследователей, историков. Предания об этих таинственных защитниках передаются из поколения в поколение, описаны они и во многих исторических книгах. Как известно, белоризцами называли монахов-воинов, охранявших в древности православные монастыри от набегов иноверцев. Согласно преданию эти воины обладали невиданной силой и, по всей видимости, владели секретным искусством ведения боя. И разве не чудо, что два мужа в белых одеждах, выйдя против большого войска, могли победить врага? По наиболее распространенной версии легенды, во время осады Вологды воины городской стражи в самый тяжелый момент заметили “двух неизвестных витязей, облаченных в белые доспехи и вооруженных железными палицами”. Эти витязи вышли из города на поляну, где расположился вражеский стан, напали на захватчиков и обратили их в бегство. После сражения сами витязи были найдены убитыми и с честью похоронены, а над их могилой возведен каменный памятник в виде плиты с выложенным на ней крестом. Любопытно и то, что в Вологодском государственном музее-заповеднике есть иконописные изображения этих героев.
В фондах хранятся многочисленные житийные иконы. На одной из них, датируемой XVII веком,  вокруг образа Дмитрия Прилуцкого расположено 16 небольших клейм - живописное повествование о жизни преподобного, его деяниях и посмертных чудесах. Как раз два из них иллюстрируют редко встречающееся “Предание о белоризцах”. Привлекают внимание доспехи и действительно белые костюмы монахов практически современного покроя. Видом своим они напоминают скорее космических воинов, чем древних ратников. 
События этой необычной легенды относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим - к началу XVIII века (разорение Вологды польско-литовским отрядом). Вообще, письменных упоминаний о белоризцах несколько. Самая ранняя запись легенды содержится в древнем житии Дмитрия Прилуцкого, в повествовании “О граде Вологде, како избави его Святый от рати”.
Расходятся с древнейшей записью предания и рассказы священника Непеина в книге “Вологда прежде и теперь” и краеведа конца прошлого века Христофора Пахолкова.
Сходится во всех легендах лишь то, что в благодарность за подвиг на месте захоронения монахов была воздвигнута часовня. В Семик, в день панихид, приносили к ней из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой были изображены, по сообщению священника Непеина, “два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу”. Примерно в 1896 году деревянная часовня сгорела, после чего могила, считавшаяся местом захоронения белоризцев, около полутора десятков лет стояла открытой. Новая каменная часовня была выстроена в 1911 году.
Некоторые студенты перед экзаменами собирают у часовни камни - есть примета, что это придает сил. В 1906 году Непеин писал: “На Поляну к белоризцам и ныне ходит много народу, особенно детей. Приходят продавцы лакомств, и устраивается гулянье. Цветы с лугов едва не начисто обрываются и разносятся по городу. В прежнее время, когда существовала часовня на поляне, благочестивые богомольцы для здоровья обносили потрижды вокруг нея тяжелый крестообразный камень, лежавший у могильной плиты белоризцев, держа его на голове. Учащаяся молодежь перед экзаменами до ныне толпами ходит к белоризцам “за камешками”, веря, что это поможет счастливо выдержать испытание”. А еще существует поверье, что в этом районе, когда кому-то требуется защита, могут появиться два витязя в светлых одеждах.
Но вот церковь не признавала существования белоризцев, они не были причислены даже к местночтимым святым. Их хотя и называли уважительно отцами, но в соответствии с текстом жития Дмитрия Прилуцкого вспоминали лишь как персонажей чудесного видения, свидетельствующего о заступничестве святого.

Елена ШЕРШЕНЬ
Вологодская обл.

Другие материалы раздела
Компетентно
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ РОССИИ В... РОССИЮ
Не ради выгоды
Что нужно нашему современнику для полного счастья? Задав самому себе этот вопрос, кто-то подумает о собственном жилье, кто-то о счастливой любви, а кто-то - о заветных граммах здоровой крови.
Фоторепортаж
“Щит и Лира”
В МВД России активно развивается фестивальное движение, которое направлено на воспитание сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск настоящими патриотами, готовыми верой и правдой служить Отечеству.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru