На окраине Вологды расположился Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь, основанный в конце XIV века преподобным Дмитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших среди своих северных собратьев, он с 1989 года снова стал действующим мужским монастырем. Легенд вокруг этих мест сложено немало,.. |
Легенды и были
На окраине Вологды расположился Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь, основанный в конце XIV века преподобным Дмитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших среди своих северных собратьев, он с 1989 года снова стал действующим мужским монастырем. Легенд вокруг этих мест сложено немало, в том числе о героизме вологодских монахов - защитников своей обители.
Есть одна удивительная легенда о воинах-белоризцах, которая по сей день волнует умы исследователей, историков. Предания об этих таинственных защитниках передаются из поколения в поколение, описаны они и во многих исторических книгах. Как известно, белоризцами называли монахов-воинов, охранявших в древности православные монастыри от набегов иноверцев. Согласно преданию эти воины обладали невиданной силой и, по всей видимости, владели секретным искусством ведения боя. И разве не чудо, что два мужа в белых одеждах, выйдя против большого войска, могли победить врага? По наиболее распространенной версии легенды, во время осады Вологды воины городской стражи в самый тяжелый момент заметили “двух неизвестных витязей, облаченных в белые доспехи и вооруженных железными палицами”. Эти витязи вышли из города на поляну, где расположился вражеский стан, напали на захватчиков и обратили их в бегство. После сражения сами витязи были найдены убитыми и с честью похоронены, а над их могилой возведен каменный памятник в виде плиты с выложенным на ней крестом. Любопытно и то, что в Вологодском государственном музее-заповеднике есть иконописные изображения этих героев.
В фондах хранятся многочисленные житийные иконы. На одной из них, датируемой XVII веком, вокруг образа Дмитрия Прилуцкого расположено 16 небольших клейм - живописное повествование о жизни преподобного, его деяниях и посмертных чудесах. Как раз два из них иллюстрируют редко встречающееся “Предание о белоризцах”. Привлекают внимание доспехи и действительно белые костюмы монахов практически современного покроя. Видом своим они напоминают скорее космических воинов, чем древних ратников.
События этой необычной легенды относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим - к началу XVIII века (разорение Вологды польско-литовским отрядом). Вообще, письменных упоминаний о белоризцах несколько. Самая ранняя запись легенды содержится в древнем житии Дмитрия Прилуцкого, в повествовании “О граде Вологде, како избави его Святый от рати”.
Расходятся с древнейшей записью предания и рассказы священника Непеина в книге “Вологда прежде и теперь” и краеведа конца прошлого века Христофора Пахолкова.
Сходится во всех легендах лишь то, что в благодарность за подвиг на месте захоронения монахов была воздвигнута часовня. В Семик, в день панихид, приносили к ней из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой были изображены, по сообщению священника Непеина, “два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу”. Примерно в 1896 году деревянная часовня сгорела, после чего могила, считавшаяся местом захоронения белоризцев, около полутора десятков лет стояла открытой. Новая каменная часовня была выстроена в 1911 году.
Некоторые студенты перед экзаменами собирают у часовни камни - есть примета, что это придает сил. В 1906 году Непеин писал: “На Поляну к белоризцам и ныне ходит много народу, особенно детей. Приходят продавцы лакомств, и устраивается гулянье. Цветы с лугов едва не начисто обрываются и разносятся по городу. В прежнее время, когда существовала часовня на поляне, благочестивые богомольцы для здоровья обносили потрижды вокруг нея тяжелый крестообразный камень, лежавший у могильной плиты белоризцев, держа его на голове. Учащаяся молодежь перед экзаменами до ныне толпами ходит к белоризцам “за камешками”, веря, что это поможет счастливо выдержать испытание”. А еще существует поверье, что в этом районе, когда кому-то требуется защита, могут появиться два витязя в светлых одеждах.
Но вот церковь не признавала существования белоризцев, они не были причислены даже к местночтимым святым. Их хотя и называли уважительно отцами, но в соответствии с текстом жития Дмитрия Прилуцкого вспоминали лишь как персонажей чудесного видения, свидетельствующего о заступничестве святого.
Елена ШЕРШЕНЬ
Вологодская обл.