Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

ПУТИ РЕФОРМЫ

Указ Президента Российской Федерации о реформировании Министерства внутренних дел страны, без сомнения, самая острая тема, обсуждаемая сегодня во всех милицейских коллективах. Что ждет каждый конкретный главк, подразделение, какие службы и в какой степени затронет грядущее сокращение личного состава? Милиция живет в ожидании ответов на эти вопросы. Часом “Х” назначено 31 марта 2010 года, когда на стол Президенту лягут конкретные предложения по преобразованию МВД.
В прошлом номере статьей “Стена лукавого молчания” мы пригласили всех неравнодушных сотрудников к разговору о реформировании собственного ведомства. Предлагаем вашему вниманию позиции двух наших читателей по поводу путей решения милицейских проблем. И хотя это мнения очень разных по чинам и званиям сотрудников, а затрагиваются в выступлениях, казалось бы, совсем не равнозначные проблемы, есть нечто, что их объединяет. Прежде всего и руководитель УВД по Владимирской области, и майор милиции из Первопрестольной первыми откликнулись на наше обращение. А главное, говорят они искренне, о наболевшем, и подписаться под их словами наверняка согласятся тысячи сотрудников ОВД по всей России.

Отсутствие денег профессионализму не помеха, однако…

Из выступления начальника УВД по Владимирской области генерал­майора милиции Александра ГОЛУБЦОВА перед депутатами Законодательного собрания Владимирской области на тему “О состоянии работы органов внутренних дел по профилактике и борьбе с преступностью во Владимирской области и мерах по повышению ее эффективности”.

...В областном центре разворачивается система “Безопасный город”, в этих рамках внедряются аппаратно­программные комплексы по руководству дежурными нарядами. Ведется оборудование камерами видеонаблюдения криминогенных объектов (торговых точек, автозаправок и так далее). Там, где есть такая техника, преступления, как правило, раскрываются. Причем речь идет о крупных хищениях, вооруженных разбоях и грабежах.
Мерами, которые приняты, достигнуты не только профилактические цели, но и задачи максимальной оперативности реагирования на заявления и сообщения. Сегодня в дежурные сутки раскрывается каждое пятое преступление.
С одной стороны, это неплохой аргумент в пользу эффективности проведенной работы. В следующем году планируем серьезный комплекс мер по развитию патрульно­постовой службы. Однако именно в строевых подразделениях (во всех без исключения территориях) сохраняется бедственное положение с тем же транспортом и средствами связи, без которых обеспечивать надежный порядок очень сложно.
Судите сами. У патрульно­постовой службы сегодня 104 автомобиля (это 56 процентов требуемого норматива), причем пятая часть автопарка подлежит списанию. В Гороховце ¬ одна машина (вместо трех), и та давно выработала свой ресурс. В Петушках ¬ 3 (должно быть 9). В Коврове ¬ 11 (вместо 21). Только сейчас наконец благодаря федеральной субсидии автопарк патрульно­постовой службы пополнится на 46 автомобилей (66 процентов ¬
из федеральных средств, остальное доплатила область, не дополнительно, а из тех денег, которые уже были заложены на этот год).
Обеспеченность оружием ¬ на уровне 64 процентов (пистолеты), носимыми радиостанциями ¬ 58 процентов. Причем по большей части это оружие пришло по федеральному бюджету (и мы вынуждены им вооружать личный состав, финансируемый из бюджета субъекта).
Особенно медленно решаются проблемы развития службы участковых уполномоченных милиции (а это признано государственной задачей). Для справки: за последние 5 лет участковым выделено 10 квартир, при том что не обеспечены жильем 189 сотрудников (а по закону “О милиции” они должны получать его в течение 6 месяцев после назначения на должность). Обеспеченность средствами связи и транспортом ¬ на уровне 38 процентов, радиостанциями ¬ порядка 40 процентов. Более половины служебных помещений требуют ремонта (112 из 211).
Мы понимаем все трудности областного и местных бюджетов, однако решать проблему надо, поскольку от нее зависят безопасность региона и уровень доверия к власти. МОБ ¬ это лицо исполнительной власти. К тому же все прописано в законодательстве, и его надо выполнять (иначе для чего оно принималось).
По областной программе профилактики по сравнению с 2008 годом финансирование было сокращено в четыре раза. Были секвестированы средства на развитие системы “Безопасный город”, приобретение автомобилей для ППСМ, оснащение участковой службы. Бюджет программы обеспечения дорожной безопасности также уменьшился на 30 процентов. На новый финансовый год вообще не предусмотрены средства на реализацию программы профилактики правонарушений.
Областным бюджетом в настоящее время выполняются в полном объеме, пожалуй, только обязательства по денежному довольствию личного состава. На то же вооружение в этом году средства не выделялись, не предусмотрены они и на следующий год. По автотранспорту в 2009 году выделено 43 процента от требуемой суммы, на дальнейший период приобретение автомобилей по областному бюджету не предусматривается. По ГСМ тоже была очень сложная ситуация, которая в 2010 году только усугубится: в проекте бюджета заложены деньги, которые удовлетворяют потребность в ГСМ всего на 49 процентов. По форменному обмундированию предполагается профинансировать лишь 54 процента от необходимых объемов.
И это при том, что обеспеченность милиции общественной безопасности практически во всех регионах Центральной России уже сейчас значительно лучше, чем у нас.
В этой связи нормальное функционирование подразделений МОБ приходилось обеспечивать за счет передвижения средств со статьи расхода по зарплате. Это было возможно в связи с временным некомплектом. Но никак не подходит для постоянной практики: мы все же рассчитываем укомплектовать строевые подразделения в полном объеме. Тогда встает вопрос: где брать обмундирование, оружие, транспорт, чем его заправлять?
Расходы областного бюджета по материально­техническому содержанию МОБ сокращаются ежегодно:
¬ в 2008 году ¬ на 86,1 миллиона рублей,
¬ в 2009 году ¬ уже на 89,4 миллиона.
В проекте бюджета на 2010 год зарезервированы 246,2 миллиона рублей ¬ для уменьшения расходов бюджета. Расходы на материально­техническое обеспечение МОБ сокращены до 1 миллиарда 231 миллиона рублей (по нормативам МВД, для того чтобы обеспечить хотя бы 75 процентов исполнения норм положенности, требуется еще 104,2 миллиона).
Сегодня целый ряд важных вопросов (будь то задачи обеспечения каналами связи, отвечающими требованиям защиты информации, или обеспечение уличной безопасности, или улучшение условий быта сотрудников, направляемых в СКР) мы вынуждены решать собственными резервами.
Причем вместо решения тех же проблем профилактики сегодня приходится заниматься урегулированием вопроса неверно присвоенного УВД кода в проекте бюджета. Вопреки федеральному законодательству и многократным разъяснениям Минфина по этим аспектам, Управление прописано в этом документе не как территориальный орган федерального министерства, а как структурная единица Департамента административных органов и общественной безопасности.
В соответствии с существующим законодательством мы уже внесли предложение прописать УВД главным распорядителем средств областного бюджета под соответствующим кодом (таким же, каким сейчас является областное Управление МЧС). И дело здесь не только в соблюдении протокольных формальностей, а в первую очередь в том, что существующее положение ведет к затягиванию решения очень важных вопросов, невозможности оперативного маневрирования средствами.
То же самое касается решения вопросов содержания за счет областного бюджета федеральных должностей, которые свелись к многолетней переписке и постоянным претензиям в наш адрес Счетной палаты. Все наши предложения по урегулированию проблемы, которая копилась десятилетиями по всей России, отвергаются, причем взамен не предлагается никакого конструктивного решения, вынуждая сокращать дежурные части, аналитические, кадровые и тыловые подразделения, которые обеспечивают деятельность МОБ и без которых не могут работать райотделы. Считаю это очень неконструктивным подходом.

Иными словами, многие вопросы требуют урегулирования, в том числе на законодательном уровне.
Среди них и то, что не принят областной закон по так называемому “комендантскому часу” для несовершеннолетних, хотя он уже апробирован в ряде регионов и дает результат.
В октябре администрации области были направлены наши предложения по внесению изменений в Закон “Об административных правонарушениях во Владимирской области” в целях снижения бытового насилия (аналогичные законы приняты в 6 субъектах, в том числе ¬ в Белгородской и Ульяновской областях, Краснодарском крае). Инициатива поддержки в администрации не нашла, несмотря на рост убийств и причинений тяжкого вреда здоровью на бытовой почве на 18 процентов (до 132 преступлений в этом году).
Точно так же не нашло поддержки предложение по установлению административной ответственности за нахождение в общественных местах со слабоалкогольными напитками и запрет на их продажу в ночное время.
И, наконец, по нелегальному игровому бизнесу. Работа проведена большая, есть материалы, по области изъято 1720 игровых (лотерейных) автоматов.
Однако складывающаяся тенденция по отказам в привлечении к административной ответственности организаторов азартных игр порождает мнение о безнаказанности. По имеющимся данным, только в областном центре постоянно функционирует 17 игорных заведений, принадлежащих 11 юридическим лицам и 4 индивидуальным предпринимателям. Было возбуждено 36 дел об административных правонарушениях, по одиннадцати Арбитражным судом области вынесены решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о привлечении к ответственности организаторов. Причина ¬ нечеткость формулировок закона.
Прошу Законодательное собрание еще раз выйти на федеральный уровень с законодательной инициативой о внесении изменений в статьи Федерального закона № 244¬ФЗ, в которых признать деятельность всех подобных заведений незаконной, при этом четко оговорить признаки той или иной деятельности, с внесением соответствующих изменений в КоАН и УК РФ. Проблему решить можно только этим путем.
В целом таково состояние дел, результаты нашей работы и проблемы, накопившиеся в обеспечении правоохранительных задач. Думаю, что роль и авторитет Законодательного собрания может стать серьезным фактором в разрешении всех этих вопросов. Во всяком случае, мы на это рассчитываем, как и по другим направлениям, используя наше взаимодействие.

Наш комментарий
Конечно, будь милиция хоть семи пядей во лбу, одной ей без поддержки общественности, исполнительной и законодательной властей проблему борьбы с преступностью не решить. Свидетельство тому ¬ выступление начальника УВД по Владимирской области генерал­майора милиции Александра Голубцова перед депутатами Законодательного собрания.
Как подчеркнул генерал, целый ряд важных вопросов по различным направлениям профилактической деятельности сотрудники владимирской милиции вынуждены решать собственными резервами, многие проблемы требуют урегулирования на законодательном уровне. Конструктивные инициативы и предложения, например, по снижению бытового насилия, не находят в администрации области поддержки. Почему? Этот вопрос редакция адресует губернатору Владимирской области, депутатам Законодательного собрания. Ведь, как заметил во время недавней встречи с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым глава МВД Рашид Нургалиев, “Именно предупреждение преступлений и других противоправных деяний должно быть приоритетом в совместной деятельности региональных властей и органов внутренних дел. И в этой работе должны быть задействованы все властные и общественные ресурсы”. Кстати, в данном направлении в той же Иркутской области накоплен определенный положительный опыт. Здесь активно принимаются комплексные меры воздействия на процессы, происходящие в подростковой среде. К организации культурно­досуговой, спортивной и просветительской работы с несовершеннолетними привлекаются действующие сотрудники и ветераны милиции, а также представители спортивного общества “Динамо”.
Уделяется внимание вопросам материально­технического оснащения органов внутренних дел Иркутской области и социальной защите сотрудников. В частности, Дмитрий Мезенцев сообщил, что в 2009 году обязательства региональных властей по статьям областного бюджета, направленным на обеспечение безопасности и правопорядка, были выполнены в полном объеме. И в дальнейшем эта работа будет продолжена.
Несмотря на определенные сложности, в 2010 году правительство Иркутской области и депутаты регионального парламента предусмотрели заметное увеличение расходов по этим статьям.
Вот и недавно лучшим сотрудникам ГУВД по Иркутской области руководство региона подготовило необычный и очень приятный новогодний сюрприз. Как уже сообщала наша газета, автомобили “Нива” в подарок получили победители областных конкурсов “Лучший сотрудник уголовного розыска”, “Лучший следователь”, “Лучший участковый уполномоченный милиции”.
Подобные конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников правоохранительных органов Приангарья проводятся опять же под эгидой и при финансовой поддержке правительства Иркутской области уже на протяжении десяти лет. Но такое количество ценных призов было вручено впервые.
Не менее любопытным образом решает транспортные проблемы участковых уполномоченных и администрация Липецкой области.
Здесь во исполнение областной целевой комплексной программы по профилактике правонарушений на 2009¬2012 годы, утвержденной постановлением администрации, проводятся так называемые конкурсные отборы на звание “Лучший участковый уполномоченный милиции Липецкой области” и “Лучшее отделение (отдел) по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Липецкой области”. Все это делается ежегодно с целью повышения престижа профессии участкового, эффективности служебной деятельности, совершенствования профессионального мастерства. Лучшие участковые, победившие в различных номинациях конкурса, награждаются ценными подарками ¬ служебными автомобилями.
Другой пример. Как сообщила наш корреспондент Татьяна Чечурова из Республики Хакасия, на улицах Абакана появился троллейбус, который жители прозвали “милицейским”. На его ярко раскрашенных бортах размещены телефоны доверия МВД по Республике Хакасия. Кроме того, в уютном салоне для пассажиров работает местная радиостанция, на которой в эфир выходит специальная передача “Милицейская волна”. И в этом тоже заслуга местных властей.
Право же, подобные нестандартные подходы в решении тех или иных милицейских проблем, профилактике преступности, как свидетельствует редакционная почта, реализуются сегодня во многих субъектах Федерации.
Можно, конечно, сослаться в данном случае на кризис, нехватку средств, латание дыр в бюджете. Привести другие доводы. И все это, как говорится, имеет место быть. Но в то же время кризис затронул ведь не только Владимирскую область, но и остальные регионы России. Наверняка не обошел стороной   Иркутскую и Липецкую области. Здесь тоже есть свои проблемы, финансовые трудности, где их сегодня нет? Тем не менее улавливаете разницу в подходе, уважаемые читатели?

Валерий КУЛИК,
главный редактор газеты “Щит и меч”

 

Другие материалы раздела
Опираясь на прошлое, строим будущее
На вопросы Татьяны КОЛГАНОВОЙ отвечает начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал­лейтенант милиции Владимир КИКОТЬ.
Крах липового дипломанта
Люди пишут нам, когда последней надеждой на то, что их голос будет услышан, остается газета.
Благодушие пустых кресел
В Москве прошел чемпионат мира по хоккею с мячом - 2008. При полном бездействии служб безопасности и милиции по причине отсутствия зрителей.
Континентальный антикриминал
О том, что из себя представляет эта структура, о целях ее создания и других аспектах работы в беседе с корреспондентом “Щита и меча” рассказывает заместитель начальника НЦБ Интерпола при МВД России - начальник Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европейской полицейской организацией генерал­майор милиции Александр ПРОКОПЧУК.
Охота за Акеллой
Рассказ войскового разведчика
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru