Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Спецдосье "ЩиМ"

"Неразбойное" нападение
Представьте, что вы с единомышленниками решили совершить разбойное нападение на магазин. Вы тщательно готовитесь, изучаете местность, обдумываете пути отхода, приобретаете травматический пистолет, черные маски, рации, ножи. Ночью в камуфляже, перчатках и мягкой обуви вы пробираетесь на склад, стреляете в охранника, избиваете его, но срабатывает сигнализация и после продолжительной погони вас задерживает милиция. Нет, не волнуйтесь, вы не получаете тюремный срок от семи до двенадцати лет. Самый гуманный суд в мире решает, что вам и полтора года хватит условно...
Так почему бы в следующий раз не ограбить банк?
Теперь поставьте себя на место сотрудников милиции, поймавших разбойников на месте преступления. Каково вам будет узнать, что они чудесным образом отделались условным сроком или штрафом?
Истории, когда преступников отпускали из зала суда, случались и ранее, но в последнее время эта тенденция становится, увы, регулярной. Труд милиционеров все чаще превращается в сизифов.
Случай, произошедший недавно в Северной столице, с одной стороны, довольно заурядный. Но примечателен тем, что доказательства вины, казалось бы, были неопровержимы. Милиционеры оперативно задержали преступников, нашли на месте преступления все улики, отказались от взятки, однако уголовное дело сначала попытались переквалицировать их же коллеги из следствия, а в результате оно вообще рассыпалось в суде. Разбойники вышли сухими из воды, ни дня не просидев в тюрьме.

Белой питерской ночью охранник крупного флористического центра оптовой торговли "7 цветов" Алексей Труфакин услышал подозрительный звук у калитки грузовых ворот - в дверь ломились. Он взял тревожную кнопку сигнализации, металлическую палку и направился в сторону шума. В этот момент дверь взломали и на территорию склада проникли двое людей в черных масках и камуфляже. Они двинулись в сторону кассового зала, где располагался сейф. Труфакин окликнул неизвестных и получил выстрел в ногу из травматического пистолета. Его повалили на пол, жестоко избили, связали, предупредив, чтобы лежал спокойно и тогда с ним все будет нормально. Он вспоминает, что визитеры говорили про сейф, спрашивали, где он находится. Охранник увидел, как в торговый зал вбежал кто-то еще. Обыскивая Труфакина, люди в масках обнаружили тревожную кнопку и спросили, нажал ли он ее? Успевший подать сигнал, охранник ответил, что не помнит. Налетчики застыли в нерешительности и тут услышали звон милицейских сирен.
Прибывшие в течение трех минут сотрудники наряда ОВО при УВД по Московскому району увидели троих людей, перелезающих через забор. Целый километр наряд преследовал преступников по промзоне. Одному удалось скрыться, остальных задержали после предупреждения о применении оружия. Сотрудники вневедомственной охраны тут же получили предложение от преступников отпустить их за 200 тысяч рублей и золотую цепочку. "У вас своя работа, у нас своя", - услышали милиционеры. Большое спасибо сотрудникам, - рассказывает генеральный директор компании Дмитрий Александров, - не повелись на крупные деньги, а ведь могли бы спокойно сказать, что никого не догнали, поделить взятку на двоих. С их стороны это поступок!"
В офисе Труфакин опознал разбойников по габаритам, одежде и голосам. Следственно-оперативная группа изъяла на месте преступления гильзу от травматического пистолета, ножи, ломики, фомку, радиостанции, провода с вилкой, микрофоны, наушники, маски и одежду с кровью охранника.
Налетчиками оказались безработные - 41-летний Николай Покорский и 29-летний Андрей Кириченко, жители поселка Русско-Высоцкое Ломоносовского района. Оперуполномоченный 68-го отделения милиции, куда первым делом доставили задержанных, допросил их. По 51 статье Конституции один из них отказался давать показания. Его подельник, стрелявший в охранника, признался, что они собирались похитить сейф компании. Дежурный следователь Московского РУВД по городу Санкт-Петербургу возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой). Правда, после общения с адвокатом показания подозреваемых сразу же поменялись. Те стали уверять, что проникли в офис "хулиганства ради". После повторного допроса подозреваемых старший следователь Московского РУВД Санкт-Петербурга Ольга Бондаренко переквалифицировала уголовное дело с разбоя на хулиганство, хотя, казалось бы, угрозы общественному порядку не было. Примечательно, что в ходе предварительного следствия и судебных заседаний показания подозреваемых многократно менялись. Причем каждый раз они были противоположны предыдущим. Если не брать в расчет самых первых, когда прозвучало признание, а их никто всерьез почему-то так и не воспринял, версия преступников сводилась к тому, что Кириченко поссорился с женой и договорился о встрече с Покорским. Выпив, они оставили машину на Московском шоссе и пошли гулять, и тут им приспичило по "малой нужде". Было три часа ночи, они находились за городом, но более подходящего места для столь деликатной цели, кроме как офис "7 цветов", расположенный в полукилометре (!) от трассы, подвыпившие мужики так и не нашли. Войдя на территорию склада, они услышали шум и решили пойти проверить, не случилась ли какая беда, для чего сердобольные граждане вытащили аккумуляторы из мобильных телефонов. Зачем прихватили рации, маски и ножи, они объяснить так и не смогли.
Прокуратура Санкт-Петербурга посчитала действия следователя, переквалифицировавшего дело, необоснованными и направила представление в адрес начальника ГСУ при ГУВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором поставила вопрос о "привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц", а также указала на необходимость выделения из дела материалов по факту покушения на дачу взятки милиционерам. Все это время злоумышленники находились под подпиской о невыезде, хотя, по словам охранника, ему неоднократно поступали анонимные звонки, сигналы по домофону, раздавались удары в дверь. Он убежден, что таким образом на него оказывали давление. Следствие РУВД дважды выходило в суд с "арестом", но судья Московского района Санкт-Петербурга Фирсова, видимо, решила, что угрозы для общества эти люди не представляют и подписки о невыезде им будет достаточно.
Дело вновь переквалифицировали на "разбой". Эта же статья фигурировала в обвинительном заключении, направленном в суд. Государственный обвинитель капитан юстиции Марина Алексеева рассказала, что сомнений в том, что это деяние является разбойным нападением, у прокуратуры не было.
По словам гендиректора "7 цветов" Дмитрия Александрова, на суде обвиняемые тараторили явно заученные фразы, а когда им задавали вопросы, "плыли" и путались в фактах. "Видно было, что люди врут. По сути, они косвенно признались в совершении преступления, просто судья не захотела этого услышать, - недоумевает Александров, - выяснилось, что на суде можно менять показания и на это никто внимания не обращает". Окончательная версия преступников в суде заслуживает отдельного внимания. Кириченко по-прежнему утверждал, что решил "отвлечься" от семейных проблем и встретился с другом. И вдруг неожиданно вспомнил, что однажды его серьезно обидели в магазине цветов - не продали товар, сказав, что обслуживают лишь юридических лиц. Чтобы "снять стресс", товарищи вернулись к машине, взяли ломик, "но не с целью, чтобы кому-то нанести телесные повреждения, а чтобы разбить что-нибудь и убежать". Пистолет, оказывается, он нашел накануне в лесу, где собирал грибы в июле месяце.
Пока друзья гуляли по промзоне, за ними увязался мужчина в нетрезвом состоянии и попросил денег на выпивку. "Мы ему в шутку ответили, чтобы он пошел в магазин "7 Цветов" и попросил денег там", - объяснили на суде грибники с семейными проблемами. Мужика пытались отогнать, но тот все равно плелся за ними. "Когда они отжали ломиком дверь, то увидели, как на них с дубинкой выскочил охранник. От испуга Кириченко выстрелил в его сторону, но цели попасть в него не имел", - черным по белому пишет защита обвиняемых в документах. По мнению адвоката, "после выстрела охранник признаков попадания в него никак не проявил, при этом продолжал вести себя агрессивно, крича нецензурную брань, замахивался на них палкой". "Завязалась потасовка, в ходе которой мы толкались, боролись и падали. Далее стали связывать мужчину, чтобы того успокоить и не дать продолжать потасовку", - вспоминает стрелявший. От нагрянувших вдруг милиционеров прибившийся пьяный мужчина бежал с ними. Видимо, за компанию. Потом исчез. Задержания они не помнят, так как были "в стрессовом состоянии". Ни о какой взятке должностным лицам речь не шла. Просто друзья испугались, что милиционеры их изобьют, поскольку "при задержании вид у них был очень злобный". Вот и предложили стражам порядка забрать все, что у них было. "Но, видимо, сотрудники милиции неправильно поняли этот факт", - убеждена защита.
Чем мотивировалась судья с высшей категорией Московского районного суда Санкт-Петербурга Русанова, когда объявляла приговор, остается не ясным. Известно только, что в феврале сего года она приговорила стрелявшего в охранника Андрея Кириченко к полутора годам условно по ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Николаю Покорскому повезло не меньше - отделался штрафом в доход государства в размере 20 тысяч рублей по ст. 116 УК РФ (побои). На суде выяснилось, что обвиняемые вовсе не безработные, напротив - имеют хорошие характеристики. Один, как оказалось, работает заместителем директора коммерческой фирмы, у него беременная жена, второй является менеджером, имеет инвалидность и несовершеннолетних детей. Охранник долго удивлялся, узнав, что тот здоровенный детина, избивавший его, а потом резво убегавший от милиции, оказался инвалидом. Еще Труфакина возмутило, что, когда в него стреляли, никто не поинтересовался, есть ли у него самого дети.
Суд квалифицировал действия преступников по фактически наступившим последствиям. То есть не успел украсть - не вор. "Наличие в торговом зале сейфа с деньгами не может свидетельствовать о наличии умысла у подсудимых его похитить. Доводы стороны обвинения о совершении именно разбойного нападения суд признает несостоятельными, так как не свидетельствует о наличии корыстной цели", - написано в приговоре.
"Поведение судьи настораживает. Задета вся судебная система Московского района Санкт-Петербурга. Люди идут на халатность, и им за это ничего не будет, они продолжат работать?" - удивляются сотрудники цветочной компании. Комментировать "Щиту и мечу" вынесенный ею приговор судья Русанова наотрез отказалась. В районной прокуратуре объяснили, что они с решением судьи не согласны и полностью поддерживают потерпевшую строну, которая направила кассационное представление с просьбой отменить приговор и рассмотреть дело в вышестоящей инстанции.
 "Это неправильное применение закона, несправедливо мягкое наказание. В соответствии со ст. 162. УК РФ уголовная ответственность наступает с момента нападения, не зависимо от того, удалось ли преступнику фактически похитить имущество или нет", - считают в компании.
Сотрудников РУВД Московского района финал истории тоже немало удивил. Начальник криминальной милиции УВД подполковник милиции Михаил Васильев считает, что, даже если уйти от производственных моментов, руководствоваться не только законом, а здравым смыслом, это чистой воды разбой! "Поведайте эту историю человеку без юридического образования, и вам любой сможет правильно квалифицировать это преступление", - считает Васильев. Его заместитель Павел Сорокин также убежден, что квалифицирующих признаков особо тяжкого преступления было предостаточно и совершали его профессионалы - действовали дерзко, подготовили отступление, общались по рациям, оставили автомобиль вдали. Сотрудники же Следственного управления РУВД долго уточняли, действительно ли речь идет именно о том преступлении - больно уж приговор странный.

Хотя в чем странность? Через две недели после вынесения этого решения в Северной столице появился куда более странный приговор. Судья Дзержинского районного суда Санк-Петербурга приговорила педофила, в течение нескольких лет насиловавшего маленького ребенка, к наказанию в виде шести лет лишения свободы условно. Педофил был освобожден из-под стражи прямо в зале заседаний.
Адвокат потерпевшей отметила, что смягчающими обстоятельствами были признаны положительные характеристики подсудимого, например, что он женат и имеет постоянную работу.

Р.S. Посмотрим, какое решение примет кассационная инстанция в деле "неразбойного" нападения на склад цветов. Как бы не вышло, что термин "басманное правосудие", ставший нарицательным для всей нашей судебной системы, не "переквалифицировался" на "питерское правосудие".

Елизавета ЯЛАНЖИ
Другие материалы раздела
Отец пошел... по стопам сына
Своего отца один из самых заслуженных ветеранов калининградской милиции полковник внутренней службы в отставке Василий Чепрасов с раннего детства запомнил как человека, несгибаемо стоящего на защите закона, хотя формально тот и не был штатным сотрудником правоохранительных органов.
Черный лесоповал
15 миллионов рублей ежемесячно - такой ущерб лесному хозяйству страны приносила незаконная деятельность одного из организованных преступных формирований.
Интервью с Главнокомандующим внутренними войсками МВД России генералом армии Николаем Рогожкиным.
27 марта - День внутренних войск МВД России
Кремень порока
Парадокс - чем больше телеканалов, тем труднее найти подходящий... Такой, чтобы и время не угробить и что-то интересное узнать.
Право на жестокость
В последнее время на страну обрушилась эпидемия убийств детей и подростков на сексуальной почве.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru