Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

Как стать миллионером...и спать спокойно

Ведущий специалист Академии Генеральной прокуратуры РФ Владислав ПОЛИКАРКИН.

Компетентно
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 269-ФЗ “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами” (далее Закон) с 1 марта 2007 года объявлена так называемая налоговая амнистия для физических лиц, скрывших свои доходы от налогообложения. Сейчас, спустя год, пришло время подвести промежуточные итоги работы указанного закона и ответить на вопрос: насколько он оказался эффективным и действенным?

Согласно положениям Закона с 1 марта 2007 года по 31 декабря 2007 года физические лица могли задекларировать свои доходы, полученные до 1 января 2006 года, налоги с которых не уплачены. Таким образом, законодатель дал гражданам возможность задекларировать скрытые доходы, уплатить с них причитающиеся налоги и тем самым фактически легализовать их. При этом надо учитывать, что такое право предоставлялось всем физическим лицам, в том числе и частным индивидуальным предпринимателям.

Для декларирования ранее полученных скрытых доходов гражданин самостоятельно определял их сумму. После чего с исчисленной суммы доходов уплачивал декларационный платеж по ставке 13 процентов. Законом установлено, что данная ставка является фиксированной, то есть ее размер не зависит  от видов доходов и ставок налогов (страховых взносов), применявшихся ранее. Декларационный платеж производился физическим лицом через банк в наличной или безналичной форме. Именно расчетный документ с отметкой банка о его исполнении подтверждает уплату декларационного платежа.

В ст. 3 рассматриваемого закона установлено, что при уплате декларационного платежа физическое лицо считается исполнившим обязанности по уплате подоходного налога (НДФЛ) и представлению налоговой декларации и сопутствующего ей пакета обязательных документов. Если физическое лицо получало доходы от предпринимательской деятельности или частной практики, то обязанность по уплате единого социального налога (страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), представлению соответствующих деклараций и документов, прилагаемых к ним, также считается исполненной.

Проанализировав вышеуказанные положения, можно сделать вывод, что лицо, уплатившее декларационный платеж, не подлежит привлечению ни к уголовной, ни к налоговой ответственности. То есть можно не опасаться привлечения к ответственности по ст. 198 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица” Уголовного кодекса РФ, ст. 119 “Непредставление налоговой декларации”, ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)” Налогового кодекса РФ за неуплату или несвоевременную уплату налогов за прошлые периоды.

Однако следует отметить, что прямого указания об освобождении лица, уплатившего декларационный сбор,  от привлечения к уголовной, налоговой ответственности в Законе нет. Статья 5 рассматриваемого документа устанавливает, что настоящий Закон не распространяется на лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ, если при этом судимость по указанной статье УК РФ не снята и не погашена. Поэтому, применив логическое и распространительное толкование данной нормы, можно прийти к выводу, что положения Закона распространяются на лица, в отношении которых начато уголовное преследование, а именно: проводится доследственная проверка, возбуждено уголовное дело, предъявлено обвинение, составлено обвинительное заключение, вынесен приговор, который не вступил в законную силу, и которые уплатили декларационный платеж в полном объеме исходя из суммы сокрытого и вменяемого им в вину дохода. В таких случаях уголовное преследование в отношении лиц, уплативших декларационный платеж, подлежит прекращению (в возбуждении уголовного дела отказывается) по реабилитирующему основанию:  в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Именно это обстоятельство и позволяет назвать Закон налоговой амнистией, положениями которого не могут воспользоваться лишь те граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор по ст. 198 УК РФ и при этом судимость не снята и не погашена.
Если вы все-таки решили воспользоваться предоставленной рассматриваемым Законом амнистией, то отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что привлечение к ответственности возможно только в пределах существующих сроков давности: три года по налоговым правонарушениям (п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ), а при привлечении физического лица к уголовной ответственности - два года при неуплате налогов в крупном размере (согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 15 и п. “а” ч. 1 ст. 78 УК РФ), шесть лет - при неуплате налогов в особо крупном размере (согласно ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 15 и п. “б” ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Вывод о правовых последствиях уплаты декларационного платежа подтверждается ст. 3 Закона, в которой сказано, что при уплате декларационного платежа обязанность по уплате налогов и представлению налоговых деклараций считается исполненной  в части дохода, из которого платеж рассчитан.
 
Следовательно, вопрос о привлечении физического лица к ответственности и начале осуществления уголовного преследования в отношении него может возникнуть только в том случае, если размер выявленного за прошлые годы дохода, с которого не были уплачены налоги, будет большим, чем размер дохода, с которого уплачен декларационный платеж. Только с суммы превышения будет образовываться недоимка, будут начисляться пени и штрафы. Такой подход подтвердило Министерство финансов РФ письмом от 8 августа 2007 года № 03-04-05-01/262, указав в нем, что доначисление налогов (взносов), пеней и штрафов возможно в случае выявления разницы между суммами дохода, исходя из которых не были уплачены налоги (взносы), и суммами дохода, исходя из которых был уплачен декларационный платеж. Если физическое лицо уплатило декларационный платеж уже после получения им акта выездной налоговой проверки, оно подлежит привлечению к налоговой ответственности с начислением пеней на сумму выявленной недоимки (письмо УФНС по городу Москве от 12 июля 2007 года № 09-10/066411@).

По состоянию на 1 ноября 2007 года в рамках действия Закона о налоговой амнистии в  бюджет поступило 510 миллионов 922 тысячи рублей, что свидетельствует о легализации доходов в объеме 3,93 миллиарда рублей. При этом региональный разброс уплаты платежей, освобождающих от уголовной и налоговой ответственности, по стране крайне велик: москвичи заплатили в бюджет 298 миллионов 252 тысячи рублей (58 процентов от общих сборов), жители Санкт-Петербурга - 41 миллион рублей, Ставропольского края - 13,4 миллиона рублей, а  Республики Хакасия - 170 (!) рублей. От 1 до 15 тысяч рублей собрали бюджеты Магаданской области, республик Марий Эл, Мордовия и Северная Осетия.
 
Причин такого явления может быть несколько: низкий уровень информирования местного населения о положениях Закона; недоверие к постоянно меняющимся законодательству и позиции власти; желание сохранить конфиденциальность извлечения дохода; банальная жадность и надежда на русское авось. Однако главная причина состоит в том, что законодатель не указал в Законе прямо и открыто, в конкретной статье, что лица, легализовавшие свои доходы, полученные ранее, освобождаются от любого вида ответственности: как уголовной, так и налоговой, если в полном объеме исчислят доход и уплатят соответствующий декларационный платеж. Также законодатель должен был определить, как поступать правоохранительным и налоговым органам, если сумма дохода определена физическим лицом неполно, соответственно декларационный платеж исчислен и уплачен неверно. В Законе необходимо четко указать, что в случае выявления разницы между суммами дохода, исходя из которых не были уплачены налоги (взносы), и суммами дохода, исходя из которых был уплачен декларационный платеж,  компетентные органы действуют в общем порядке. То есть при наличии предусмотренных законодательством оснований принимают решение о привлечении гражданина к налоговой или уголовной ответственности. При этом физическому лицу (до наступления 1 января 2008 года) предоставлялось право осуществить дополнительный декларационный платеж на сумму дохода согласно установленной разнице. Тем самым вновь получить право на реабилитацию.

Также хотелось бы дождаться от законотворца не только определения ясности в этом вопросе в связи с возможными последующими налоговыми амнистиями физических лиц, но и принятия аналогичных законов и в отношении юридических лиц, где скрыт значительно больший пласт неуплаченных (полностью или частично) налогов.

Но хочется отметить, что первый блин вышел неплохо, хотя и с небольшим комом: Закон при его практическом применении потребовал более детального изучения,  разъяснений в его толковании.
 
Практика принятия аналогичного закона в Казахстане показывает, что львиная доля декларационных платежей приходится на последний день амнистии. С боем курантов срок истек. С интересом подождем официальных данных: сколько граждан России с 1 января 2008 года смогли стать легальными миллионерами и спать спокойно.

 

Другие материалы раздела
РАБОТА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
В нашем доме сирот не будет
Обстоятельную консультацию дает заместитель начальника Нормативного управления ФЭД МВД России полковник внутренней службы Светлана АЛЕШИНА.
С ангелами-хранителями не спорят даже министры
1-му Отделу милиции Центра охраны объектов высших органов государственной власти МВД России - 50 лет.
Континентальный антикриминал
О том, что из себя представляет эта структура, о целях ее создания и других аспектах работы в беседе с корреспондентом “Щита и меча” рассказывает заместитель начальника НЦБ Интерпола при МВД России - начальник Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европейской полицейской организацией генерал­майор милиции Александр ПРОКОПЧУК.
Как привязать науку к земле
Наш корреспондент Богдана ЛАГУТИНА беседует с начальником Академии экономической безопасности МВД России доктором юридических наук, профессором генерал-майором милиции Аликом ХАБИБУЛИНЫМ.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru