Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2010-2011 год

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЗАЩИТЫ

В январе нынешнего года Президент России Дмитрий Медведев выступил с предложением переназначить Владимира Лукина уполномоченным по правам человека в России. Государственная Дума РФ утвердила кандидатуру действующего омбудсмена. Как известно, Владимир Лукин уже занимал эту должность с февраля 2004 года, за это время удалось наладить и осуществить результативное взаимодействие МВД России и института уполномоченного по правам человека в РФ.  О результатах этого сотрудничества корреспонденту газеты “Щит и меч” рассказывает Владимир ЛУКИН.

- Владимир Петрович, в 2004 году сотрудничество между МВД России и уполномоченным по правам человека в Российской Федерации вошло в правовое русло - был подписан Меморандум о сотрудничестве. Думается, это достаточный отрезок времени, чтобы узнать вашу оценку эффективности взаимодействия.
- Меморандум призван способствовать исполнению подписавшими его сторонами норм закона и их неукоснительному соблюдению при осуществлении своей деятельности. Важно понять, что это документ о формах взаимодействия не правоустанавливающего, а организующего характера. А именно о согласованном участии сторон в выработке и реализации решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод.
По нашему мнению, оценка взаимодействия в целом хорошая, и для такого вывода есть достаточные основания. Но это не означает, что все в нашей совместной работе гладко, вопросы решены и можно успокоиться. Однако та добротная основа, которая была заложена в меморандуме, дает возможность урегулировать все возникающие проблемы.
А они, к сожалению, есть. И связано это в первую очередь со спецификой работы вашего министерства. Ведь милиция сегодня - один из немногих государственных органов, куда простой человек может обратиться со своими горестями и житейскими проблемами и, естественно, после совершения в отношении него преступления. Но пока не везде органы внутренних дел принимают граждан с должным пониманием этих бед, а иногда допускают и злоупотребления властью. Около 30 процентов поступивших обращений к уполномоченному по правам человека составляют жалобы на нарушение прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в ходе производства дознания, предварительного следствия и при проведении оперативно¬разыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов.
Так, 2 марта 2008 года в 3 часа ночи сотрудниками ОВД по МО “город Новоульяновск” был остановлен автобус с группой социологов, намеревавшихся провести социологический опрос около избирательных участков в городе Ульяновске. Социологи были принудительно доставлены в дежурную часть, где находились до 15 часов, при этом у всех изъяли паспорта и сняли отпечатки пальцев. По моему обращению была проведена служебная проверка, по результатам которой оперативный дежурный Новоульяновского ОВД уволен из органов внутренних дел.
Может быть, назрела необходимость каждый контакт оперативных работников, дознавателей и следователей при органах внутренних дел фиксировать на видео? Сегодня российские правоохранительные органы имеют такие технические возможности, но не используют их в полной мере.
Еще один пример: в июне прошлого года к нам обратился с жалобой житель Кирсановского района Тамбовской области. В сентябре 2007 года его дочь была избита уроженцем Узбекистана, не имеющим постоянного места жительства и работы. В милиции имелось заявление дочери, находившейся на излечении в больнице, но подозреваемый по непонятным причинам был освобожден, после чего скрылся, а уголовное дело приостановлено за неустановлением места нахождения подозреваемого. На вопрос заявителя, кто же виноват, из УВД по области его уведомили, что за допущенную волокиту и нарушение норм УПК РФ старший дознаватель по выходу из отпуска по беременности и родам будет привлечена к дисциплинарной ответственности, а начальника отделения дознания наказать нельзя, поскольку он уволился из органов внутренних дел. Вина есть, виноватых нет!
Думается, это убедительно указывает на то, что достижение отлаженного взаимодействия уполномоченного и органов внутренних дел ¬ не дань моде, а объективная необходимость, актуальность которой постоянно возрастает.
- Часто ли в ваш адрес поступают обращения от сотрудников правоохранительных органов? Каков характер этой почты?
- Деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется комплексом правовых актов, прежде всего Законом “О милиции”, Положением о прохождении службы в органах внутренних дел и рядом других. В них заложены положения о соблюдении прав и законных интересов служивого человека и их защите. Поэтому вмешательство уполномоченного носит исключительный характер.
Об этом красноречиво говорит статистика. Обращения сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел составляют примерно 0,2 процента от общего количества жалоб. И связаны они преимущественно с необоснованным увольнением, неправильным начислением пенсионных выплат, установлением льгот, невыплатой “боевых” и неполучением жилищных сертификатов.
Так, в 2008 году к нам обратилась сестра онкобольного сотрудника органов внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики. Документы старшего лейтенанта милиции с диагнозом “опухоль головного мозга” были направлены в Главный клинический госпиталь МВД России еще в октябре 2007 года, но не рассматривались. Между тем его самочувствие резко ухудшилось. Мы направили ходатайство в МВД России, после чего из Департамента тыла министерства поступил ответ о том, что с учетом особенностей заболевания больному назначен двух¬ месячный курс консервативной терапии и в случае отрицательной динамики будет решен вопрос об оперативном лечении. Эту информацию заявительница подтвердила нам по телефону.
В другом случае после вмешательства уполномоченного восстановлены права пенсионера МВД России, инвалида 1-й группы, участника двух контртеррористических операций. Он был тяжело контужен и потерял ногу. Однако у ветерана боевых действий возникли проблемы с надлежащим протезированием, не рассматривалось и представление на него к государственной награде. Сейчас вопрос о протезировании решен, и по представлению Главного управления МВД России по Южному федеральному округу пенсионер награжден орденом Мужества.
Что касается не менее актуального квартирного вопроса, то после анализа обращений сотрудников было установлено отсутствие должного правового регулирования процедуры передачи в собственность или безвозмездного закрепления за ними жилого помещения, что в конечном итоге нарушало их конституционные права на жилище. В связи с этим в декабре 2008 года я обратился к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой поручить компетентным федеральным органам исполнительной власти разработать проект соответствующего нормативного правового акта.
 - В сентябре 2008 года в Тверской области состоялась встреча министра внутренних дел Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Какие важные решения были приняты на ней?
- Одной из форм взаимодействия федерального уполномоченного с его региональными коллегами является совместная работа в рамках Координационного совета уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, созданного в 2001 году. С тех пор совет сформировался как эффективный и деятельный орган конструктивного сотрудничества уполномоченных. В последние годы выработаны новые формы проведения его заседаний с приглашением на них членов Правительства, отвечающих за те или иные проблемные участки, вызывающие беспокойство жителей России.
В прошедшем году состоялось два заседания. Второе, проходившее в сентябре, было посвящено проблемам взаимодействия уполномоченных по правам человека с подразделениями МВД России. В нем­то и принял участие министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. Обсуждались вопросы состояния изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Велась речь о недопустимости физического и психологического воздействия, применяемого к гражданам со стороны некоторых сотрудников милиции, подверглась критике слабая работа, в частности участковых уполномоченных, по разрешению бытовых конфликтов, включая защиту детей от жестокого обращения со стороны родителей. Рассматривалась проблема коррупции, в том числе и среди сотрудников правоохранительных структур.
Отдельное внимание было уделено вопросам защиты прав самих сотрудников и членов их семей. В том числе разработке перспективных программ по повышению оплаты труда работников учреждений здравоохранения, входящих в структуру ведомства; мероприятий по повышению уровня защищенности стражей порядка: увеличению заработной платы, оплаты за службу в условиях, представляющих опасность для жизни и здоровья сотрудников, выплате пенсионного обеспечения ушедшим на пенсию по выслуге лет, но продолжающим работать в системе органов внутренних дел.
Была достигнута договоренность о том, что каждый уполномоченный получает возможность встречаться не реже одного раза в полгода на коллегиях с руководством органов внутренних дел своего региона. Там он сможет информировать о полученных жалобах и вопросах граждан, а также вносить предложения по совместным действиям, направленным на защиту их прав и свобод.
Кроме того, Рашид Гумарович одобрил наши предложения. Отныне итоговые документы, обобщающие ситуацию по соблюдению прав человека в субъектах Российской Федерации, будут готовиться совместно. В семинарах, конференциях, круглых столах, совещаниях, организуемых МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, будут участвовать уполномоченные по правам человека в этих субъектах. Имеются договоренности о проведении совместных проверок по жалобам на действия сотрудников органов внутренних дел, инспектировании ИВС, а также привлечении уполномоченных к проведению занятий с личным составом по правам человека, в том числе для ознакомления с международными стандартами. Поддержано наше пожелание издавать совместно памятки, брошюры, буклеты, видеофильмы по тематике соблюдения прав человека.
 - На встрече планировалось подписание меморандума о сотрудничестве уполномоченных в тех регионах, где они есть, с МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Где такая работа уже ведется? С какими злободневными проблемами сталкиваются ваши коллеги?
- Не умаляя проделанной работы, для более продуктивного сотрудничества изложу свое мнение на этот счет в форме пожеланий на будущее.
Во­первых, еще не преодолено бытующее в органах внутренних дел различных уровней восприятие уполномоченного как некой бесполезной шестеренки государственной машины. Между тем уполномоченный, чья деятельность носит конституционный характер, ¬ исключительно важная фигура в государственном механизме защиты и восстановления прав и свобод граждан. Он не наделен правом отменять решения правоохранительных органов, поэтому направляет в них жалобы, если законность и обоснованность обжалуемых в них действий (бездействия) и решений вызывают серьезные сомнения.
Такие обращения должны восприниматься не иначе как сигнал государства о возможных неполадках в правоохранительной и административной деятельности того или иного органа внутренних дел. Их направление вовсе не препятствует повседневной работе органов внутренних дел, а, напротив, способствует ее улучшению, своевременному исправлению на местах допущенных ошибок и устранению нарушений.
Думается, решению этой проблемы послужило бы издание министерством приказа, аналогичного приказу МВД РФ от 3 декабря 2004 года № 804 “О мерах по повышению взаимодействия МВД России с уполномоченным в Российской Федерации при Европейском суде по правам человека” (с приложением к нему текста меморандума), в котором были бы конкретно определены обязанности руководителей и сотрудников органов внутренних дел всех уровней, связанные с рассмотрением обращений уполномоченного. Это способствовало бы упорядочению деятельности по защите и укреплению механизма восстановления нарушенных прав и свобод граждан не на континентальном, общеевропейском, а на национальном уровне.
Очевидно, послужило бы нашему общему делу и открытие в газете “Щит и меч” постоянной рубрики типа “Уполномоченный по правам человека обратился - что сделано”.
Во­вторых, наши полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина широки, но не безграничны. Уполномоченный не вправе подменить своей деятельностью работу суда, прокуратуры, иных правоохранительных контролирующих органов и органов управления. А также устанавливать по обращениям граждан, имели ли место нарушения прав и свобод в действительности. Не должен он подменять самого заявителя, если нет каких­либо исключительных обстоятельств, а также заниматься проверкой исполнения руководителями и сотрудниками законов. Не говоря уже о ведомственных приказах и иных подзаконных нормативных правовых актах в тех случаях, когда при этом права и свободы заявителя не были нарушены. Проведение такой проверки - дело вышестоящих органов и соответствующего прокурора. Между тем число подобных обращений граждан, в том числе работников органов внутренних дел, по¬прежнему достаточно велико.
Если в обращении речь идет об обычном трудовом споре или о споре, связанном с прохождением правоохранительной либо иной государственной службы, то для вмешательства уполномоченного в такой спор, как правило, нет оснований. Он может быть разрешен в порядке подчиненности либо гражданского судопроизводства ¬ этот механизм в достаточной мере отрегулирован федеральным законом и отработан на практике.
Если же гражданские права и свободы сотрудника были действительно затронуты и он не нашел защиты в вышестоящем органе, у прокурора или в суде, тогда могут усматриваться основания для принятия уполномоченным такого обращения к рассмотрению и принятия им одной из мер реагирования в пределах своих полномочий.
В этой связи для достижения такого понимания было бы правильным опубликовать в вашей газете текст Закона “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” с комментариями ответственных работников аппарата уполномоченного и МВД России.
 
Беседу вела Елена ШЕРШЕНЬ

 

Другие материалы раздела
Комета не сгорела
В Москве снова ЧП - пожар в гостинице “Комета”.
С ангелами-хранителями не спорят даже министры
1-му Отделу милиции Центра охраны объектов высших органов государственной власти МВД России - 50 лет.
С ангелами-хранителями не спорят даже министры
1-му Отделу милиции Центра охраны объектов высших органов государственной власти МВД России - 50 лет.
Опираясь на прошлое, строим будущее
На вопросы Татьяны КОЛГАНОВОЙ отвечает начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал­лейтенант милиции Владимир КИКОТЬ.
Новое о пенсиях
Заместитель начальника отдела Нормативного управления ФЭД МВД России подполковник внутренней службы Сергей Денисевич
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru