Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРОИЗВОЛА

В Конституционном Суде неоднократно обжаловалась правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий (определения от 14 июля 1998 года № 86-О, от 4 февраля 1999 года № 18-О, от 1 декабря 1999 года № 211-О, от 6 марта 2001 года № 58-О, от 15 июля 2004 года № 304-О, от 24 февраля 2005 года № 4-О, от 9 июня 2005 года № 327-О).

Компетентно
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Валерий ЗОРЬКИН.

 

 (Начало в № 35 от 21 сентября 2006 года.)
В Конституционном Суде неоднократно обжаловалась правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий (определения от 14 июля 1998 года № 86-О, от 4 февраля 1999 года № 18-О, от 1 декабря 1999 года № 211-О, от 6 марта 2001 года № 58-О, от 15 июля  2004 года № 304-О, от 24 февраля 2005 года № 4-О, от 9 июня 2005 года № 327-О).

Конституционным Судом отмечено, что в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД действительно перечисляются лишь виды оперативно-розыскных мероприятий, но не определяются порядок и условия их проведения. Однако их осуществление возможно, во-первых, только в целях выполнения задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, и, во-вторых, лишь при наличии оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД.

При этом органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (абзац 4 ч. 8 ст. 5). Федеральный закон об ОРД не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.

Федеральным законом об ОРД предусмотрено, что при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий все органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны обеспечивать соблюдение конституционных прав человека и гражданина, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; действия органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и нарушивших права и свободы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 5).
Рассматривая положение ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД в единстве с предписанием ч. 2 ст. 8, Конституционный Суд отметил, что при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наблюдения, конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища не может быть ограничено без судебного решения, то есть нельзя проникать в жилище иначе как на основании судебного решения.
Проведение таких мероприятий возможно только по основаниям, предусмотренным данной нормой, и лишь в связи с таким деянием, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Допустимость ограничения прав на тайну телефонных переговоров и на неприкосновенность жилища на основании судебного решения установлена непосредственно Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23 и ст. 25).
 Основной закон страны (ч. 3 ст. 55) допускает в конституционно значимых целях возможность соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Ряд такого рода ограничений предусматривается и ФЗ об ОРД: в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 2). Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 5).

Как следует из положений ФЗ об ОРД, определяющих порядок, основания и условия проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. 6, 7 и 8) в их взаимосвязи с нормами, определяющими понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 1, 2), а также использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 11), указанная деятельность и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия направлены на борьбу с преступностью, осуществляются именно в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушение Конституции РФ.

Согласно ФЗ об ОРД (п. 2 ч. 1 ст. 7) в случае отсутствия достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, могут быть проведены, в частности, на основании полученных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8).

При этом исходя из смысла норм ФЗ об ОРД, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1, 2, 7, ч. 2 ст. 8 и ст. 10), под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то проведение оперативных мероприятий должно быть прекращено.

Указанное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий является обязательным и в случае проведения сбора образцов для сравнительного исследования. Данное мероприятие, будучи направленным на обеспечение раскрытия преступлений, не является мерой ответственности за преступление и не связано с лишением лица права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Правовая позиция, согласно которой временное изъятие имущества в конституционно оправданных целях допустимо при наличии гарантии последующего судебного контроля, сформулирована Конституционным Судом в постановлении от 20 мая 1997 года № 8-П по делу о проверке конституционности п. 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда.

Закрепляя права обвиняемого, Конституция РФ исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов. Соответствующие гарантии предусмотрены в уголовно-процессуальных нормах, специально определяющих статус обвиняемого и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. При этом нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний ст. 48, 49 и 51 Конституции РФ.

Так, нормы ФЗ об ОРД и УПК, определяющие права и обязанности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе регламентирующие проведение по поручению следователя опросов граждан, не подлежат применению к обвиняемому без учета положений УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства. Более того, из указанных предписаний в их взаимосвязи следует, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Продолжение темы в следующих выпусках страницы “Правовое поле”.

Другие материалы раздела
СПЕЦНАЗОВЦЫ УЧИЛИСЬ И УЧИЛИ
На базе Учебного центра Новосибирского военного института внутренних войск в городе Искитим Новосибирской области прошли третьи тактико-специальные антитеррористические учения среди взводов специального назначения и взводов разведки внутренних войск МВД России.
ЗА СЛОВО МОГУТ УБИТЬ

Убийство Анны Политковской, возможно, выгодно прежде всего недругам России, которые, видя, что страна, несмотря на все трудности нынешнего времени, уверенно движется по пути возрождения и прогресса, пытаются таким образом подлить масла в огонь, взбудоражить мнение россиян и международной общественности в выгодном для себя свете.

ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА С НЕИЗВЕСТНЫМИ
Дружелюбно виляя хвостом, безродный пес бежит на полшага позади двух милиционеров, совершающих очередной обход музея деревянного зодчества, раскинувшегося под открытым небом в 25 километрах от Архангельска. Вислоухий “двортерьер” прибился год назад и с тех пор добросовестно несет вахту вместе с сотрудниками Ломоносовского отдела вневедомственной охраны. Наряды работают сутки через трое, и лишь пес не знает выходных. Он уже стал чем-то вроде талисмана для милиционеров, охраняющих этот уникальный объект.
Полеты отменила “Мать сатаны”
Пятую годовщину трагедии 11 сентября террористы планировали “отметить”, взорвав над американскими городами девять авиалайнеров с пассажирами. Об этом мир узнал 10 августа этого года.
О выплатах Героям Российской Федерации
Герои Российской Федерации, желающие получать в следующем году вместо льгот ежемесячную денежную выплату, размер которой в настоящее время составляет 27.125 рублей, должны до 1 октября текущего года подать в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту жительства заявление об ее установлении.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru