Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

Слабое звено высоких технологий

Совсем недавно я стоял на “нейтралке” между Сирией и Ливаном. Пережидал, пока закончится очередной налет и можно будет ехать дальше. От разрывов бомб, гремевших буквально за соседней горой, гудела под ногами земля. И еще предстояло узнать и испытать, что после налета израильских бомбардировщиков дорога для нас станет почти на 300 километров длиннее - штурмовики полутонными бомбами перепахали и разорвали шоссе Домаск - Бейрут. Попасть в Бейрут можно было только кружным путем через Тартус… Теперь та война стала историей. Тела убитых преданы земле, разрушенные дома становятся стройплощадками. В вымершие города по обе стороны ливано-израильской границы возвращаются беженцы. Наступает время анализа, когда каждый старается понять, чем же была эта война, каковы ее причины и итоги.

СЛАБОЕ ЗВЕНО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Совсем недавно я стоял на “нейтралке” между Сирией и Ливаном. Пережидал, пока закончится очередной налет и можно будет ехать дальше. От разрывов бомб, гремевших буквально за соседней горой, гудела под ногами земля. И еще предстояло узнать и испытать, что после налета израильских бомбардировщиков дорога для нас станет почти на 300 километров длиннее - штурмовики полутонными бомбами перепахали и разорвали шоссе Домаск - Бейрут. Попасть в Бейрут можно было только кружным путем через Тартус…
Теперь та война стала историей. Тела убитых преданы земле, разрушенные дома становятся стройплощадками. В вымершие города по обе стороны ливано-израильской границы возвращаются беженцы. Наступает время анализа, когда каждый старается понять, чем же была эта война, каковы ее причины и итоги.…


Совершенно очевидно, что эта война фактически первая, которую Израиль проиграл с сухим счетом. Не помогли ни полная политическая и военная поддержка США, ни огромные усилия еврейских диаспор в Европе, ни активная пропагандистская кампания, развязанная подконтрольными Израилю и сочувствующими мировыми СМИ.
Можно выделить три этапа этой войны. Первый - казус белли - повод для войны и подготовка к ней. Второй - активная фаза боевых действий. Третий - поиски выхода из войны и окончание боевых действий.

На первом этапе Израиль довольно уверенно лидировал. Сформированный за годы противостояния негативный образ партии “Хезболла” как террористической организации, фактически уравнявшей ее в общественном сознании Запада с пресловутой “Аль-Каидой”, обеспечил Израилю серьезную психологическую и пропагандистскую фору страны, подвергшейся террористическим атакам. Кроме того, на стороне Израиля был и законный повод для начала военной операции - атака боевиков “Хезболлы” на израильский пост, в ходе которой был уничтожен танк, убит израильский солдат,  двое захвачены в плен.

На этом фоне все грозные заявления израильтян выглядели вполне уместными, а военная операция по освобождению пленных и созданию зоны безопасности казалась в целом оправданной.
Мир, затаив дыхание, ждал образцово-показательного наказания “Хезболлы”. Четыре предыдущих арабо-израильские войны давали все поводы для уверенных прогнозов быстрой и решительной победы Израиля.

С одной стороны, больше не существовало никакого единства арабских стран. Египет и Иордания фактически признали себя вассалами Америки и подписали мирный договор с Израилем, отказавшись от любых претензий к нему и от арабской солидарности, служившей целые десятилетия основой арабского мира. Один из главных врагов Израиля - Ирак - разрушен и уже три года находится под американской оккупацией. Саудовская Аравия и Арабские Эмираты откровенно враждебно относились к деятельности “Хезболлы”, усматривая в ней конкурента на роль идеологического лидера арабского мира и без всякого сожаления “сдали” Ливан.
И только Сирия и Иран могли оказать помощь Ливану, но эти страны сами находились  в очереди на экзекуцию по списку США стран-изгоев.

Кроме того, вот уже почти 15 лет как из региона был выдавлен один из главных противовесов американо-израильской коалиции - Россия.

В этих условиях ставить на победу Ливана мог только неисправимый арабофил.
Но с первой недели операция пошла не так, как планировалась. 

Вместо стремительного блиц-крига армия Израиля оказалась втянутой в тяжелейшие позиционные бои, “Хезболла” оказалась совсем не бумажным тигром. Кроме того, массированные воздушные удары по Ливану неожиданно привели к прямо противоположному эффекту. Вместо того чтобы психологически сломить ливанцев, деморализовать их, бомбежки фактически сплотили страну перед лицом агрессора. Три главных общины Ливана - шиитская, суннитская и христианская - впервые выступили единым фронтом против Израиля.

Еще одним важнейшим фактором явились арабские СМИ, которые в условиях политической разобщенности арабских стран взяли на себя консолидирующую и организующую роль. Каналы “Аль-Джазира”, “Аль-Манар”, “Аль-Арабия” фактически стали в эти недели общенациональными: с первого дня 24 часа в сутки передавали новости из Ливана. Арабские СМИ создали настолько мощный и оперативный информационный поток, что постепенно чаша весов информационной войны стала склоняться на сторону Ливана и “Хезболлы”. В правительствах европейских стран, в ООН и в новостях мировых агентств заговорили о неадекватности применяемой Израилем силы, о бессмысленности этой войны и необходимости немедленно остановить кровопролитие.

Этапным стал провал попытки сухопутного наступления, когда продвижение израильских танковых колонн захлебнулось в приграничной полосе. Стало очевидно, что военной победы без начала крупномасштабной региональной войны Израиль достичь не сможет. И что начало такой войны может привести к неконтролируемым последствиям. С этого момента начался поиск выхода из ливанского тупика.

США, все предыдущие недели категорически отказывавшиеся от любых мирных переговоров до полного разгрома и ликвидации “Хезболлы”, резко изменили свою позицию и заговорили о поиске вариантов остановки войны.

Под давлением нарастающего вала критики они были вынуждены уступить ООН право выступить посредником между воюющими сторонами, а в самом Израиле все чаще стали раздаваться голоса, требующие прекратить военную авантюру и вывести войска из Ливана.

Израиль проиграл информационную войну, превратившись в общественном сознании из жертвы террористических атак в страну-агрессора, нарушающую международные нормы и правила ведения войны. Была проиграна и военная кампания. За месяц боев Израиль смог лишь в некоторых местах вклиниться в оборону “Хезболлы” на 15 - 18 километров.

С этих крайне не выгодных для Израиля и США политических позиций начался третий этап ливанской войны - поиск условий перемирия и прекращения боевых действий. Очевидно, что в этой ситуации в лучшем случае можно было лишь выторговать определенные политические преференции, которые позволили бы сохранить лицо.

Таковым стало включенное в договор положение о вводе ливанской армии в приграничные с Израилем районы и усилении войскового контингента ООН на границе Израиля и Ливана. Напомню, что до этого Израиль неоднократно заявлял о том, что либо сам возьмет тридцатикилометровую приграничную полосу под свой контроль, либо передаст ее под контроль войск НАТО под мандатом ООН. Понятно, что это весьма существенное различие позиций.

В договоре были продекларированы требования немедленного освобождения захваченных в плен израильтян, но фактически это требование увязано с переговорами об освобождении из израильских тюрем томящихся там ливанцев.

Напомню, что освобождение своих пленных Израиль вообще называл едва ли не главной причиной и целью операции, в ходе которой ни один из них так и не был возвращен.

Внимательный анализ договора о прекращении огня позволяет сделать только один вывод - этот договор лишь дипломатическая ширма, позволяющая Израилю и США прекратить войну без явного урона для собственного престижа. Фактически же война полностью проиграна. И политические итоги ее более чем удручающие для Америки и Израиля.

Вместо уничтожения и деструкции “Хезболлы” эта партия из локальной политической организации превратилась в общеарабского лидера, доказавшего свою политическую зрелость и одержавшего стратегическую военную победу. Можно быть уверенным, что уже на ближайших выборах в Ливане “Хезболла” станет главной политической силой Ливана и фактически получит власть в этой стране.

Вместо политической изоляции Сирии и Ирана, поимки их в ловушку Америка затолкала туда своего стратегического союзника Израиль. Ведь военное поражение он понес не от регулярной армии государства, а фактически от партизанских отрядов. Для миллионов арабов стало очевидным, что при наличии политической воли и хорошей организации возможно нанести поражение Большому Шайтану, как называют Америку на востоке. Это поражение вкупе с продолжающейся уже третий год партизанской войной в Ираке самым серьезным образом ослабляет позиции США на Ближнем Востоке.

И, наконец, эта война консолидировала арабов “снизу”. Арабское общество объединено этой победой, что делает очень шатким положение проамериканского высшего политического руководства Египта и Иордании. В противовес этому Иран и Сирия приобретают статус лидеров арабского мира, центров сопротивления американской экспансии.

Одним из главных стратегических просчетов Израиля явилась грубейшая ошибка Генерального штаба Израиля в оценке сил и средств “Хезболлы”. Эта ошибка стала следствием провала израильской разведки, которая не смогла вскрыть реальные боевые возможности военного крыла “Хезболлы”, получить достоверную информацию о численности боевых групп, их организации, вскрыть систему боевого управления, выявить штабы и командные пункты.

Как следствие - в ходе почти пяти недель сражений боевое управление “Хезболлы” так и не было нарушено, никто из военного руководства не был убит или захвачен в плен.

Все это свидетельствует о серьезных недостатках в работе разведки, которая все последние годы, ориентируясь на опыт США, больше доверяла технике: спутникам, радиоэлектронным средствам и воздушному наблюдению, пренебрегая традиционно сильной для Израиля агентурной разведкой.

В итоге уже на этапе планирования был допущен просчет в наряде сил и средств для проведения операции. Израильский Генштаб планировал привлечь к операции до 12 тысяч человек, сведя их в отдельную войсковую группу. Именно эта группа и пыталась в течение первых 7 суток безуспешно прорвать приграничную линию обороны “Хезболлы”. Уже на пятые сутки боев стало очевидно, что сил явно недостаточно, и уже к концу второй недели здесь находилось свыше 20 тысяч солдат и офицеров и более 400 танков.

Кульминацией этого периода стало наступление на один из узлов обороны - городок Бинт Джбейль. После почти двух суток непрерывных авиаударов город было решено взять штурмом. По оценкам командования, в нем могли сохраниться только разрозненные очаги сопротивления. И на рассвете израильские подразделения подошли к городу.

Наступление закончилось драматично. Передовой отряд бригады “Геллани” вошел в город, после чего был отрезан от основных сил и попал в заранее заготовленную засаду, где в течение всего дня вел тяжелейший бой и только с наступлением темноты был эвакуирован, понеся тяжелые потери. Каждый третий из попавших в окружение солдат был убит или ранен. Всего за трое суток боев израильтяне потеряли более 20 человек убитыми, около 100 ранеными, было подбито 15 танков и потеряно 2 вертолета.

О продолжении наступления речи идти не могло.

Чтобы выиграть время для сосредоточения сил и подготовки новой сухопутной операции, Израиль объявил, что на 48 часов прекращает боевые действия для якобы решения гуманитарных проблем - вывода из района боев мирных жителей и доставки в Ливан гуманитарных грузов. На самом деле за эти 48 часов израильский Генштаб призвал на военную службу еще около 15 тысяч резервистов и нарастил войсковую группировку почти до 40 тысяч человек при поддержке почти 900 танков. Фактически к границам Ливана были стянуты все самые боеспособные части израильской армии.

И после истечения 48 часов Израиль начал новый этап сухопутной операции.

К этому моменту уже стало ясно, что лимит времени на эту войну почти исчерпан. Мировое сообщество все более настойчиво требовало от Израиля прекращения боевых действий и вывода войск. У Израиля остался единственный выход - в ближайшие дни добиться серьезных военных успехов. Поэтому в бой были брошены все основные ударные части сухопутных войск. В общей сложности больше пяти бригад при поддержке танков, артиллерии и вертолетов развернули широкомасштабное наступление, которое тут же забуксовало. Фактически каждую деревню приходилось брать штурмом. Похода на Бейрут вновь не получилось, и к исходу седьмых суток только на одном участке передовые подразделения ЦАХАЛа вышли к реке Литания. В это время уже шли активные переговоры об условиях перемирия. И когда стало ясно, что в 48 часов соглашение будет достигнуто, армейские подразделения получили приказ прорываться к рубежу реки Литания, обходя узлы обороны “Хезболлы”. Это была уже просто ставка в политической игре. Продлись война еще хотя бы трое суток, и Израилю пришлось бы дорого заплатить за этот авантюрный марш. Но израильским генералам важно было любой ценой обозначить свой передний край по берегу Литании. Перемирие застало многие израильские части в полуокруженном состоянии…

Из прошедшей войны можно сделать несколько выводов. Израильская армия сделала очевидную ставку на американский опыт боевых действий. Поколение израильских генералов, сторонников и мастеров сухопутных операций, сменилось поколением поклонников “компьютерных игр” - генералов, абсолютизировавших воздушное подавление противника и возможности бесконтактного способа ведения войны с помощью высокоточного оружия. Но если эта теория еще хоть кое-как, но работает в пустыне, то на пересеченной местности, а тем более в местности, изобилующей естественными укрытиями, эта концепция начинает буксовать. 

В ливанской войне налицо явная переоценка Израилем возможностей своих ВВС и средств технической разведки.

Несмотря на насыщенность высокоточным оружием, наличие разведывательно-ударных комплексов и ведение постоянной оптической и радиоэлектронной разведки, израильской армии так и не удалось воспрепятствовать нанесению массированных ракетных ударов по Израилю или хотя бы снизить их интенсивность.

Не удалось ВВС нарушить снабжение района боевых действий. У “Хезболлы” до самого последнего дня войны сохранились так и не обнаруженные пути подвоза оружия, боеприпасов для защищающихся отрядов и ракет для ударов по территории Израиля.

Бесконтактной войны не получилось. Отличная маскировка, хорошая организация и грамотное управление силами и средствами позволили военным командирам “Хезболлы” свести на нет господство Израиля в воздухе.

Особый разговор об оружии этой войны. Все последние годы в зарубежной, и особенно американской прессе, звучали критические отзывы о российском вооружении. Его называли “устаревшим”, “не отвечающим современным требованиям”, “не эффективным”. Война в Ливане показала обратное.

Уже в конце первой недели войны Израиль, пытаясь объяснить высокие потери и топтание на месте, заявил, что на вооружении “Хезболлы” находится новейшее российское оружие. В частности, горящие на подступах к Бинт Джбейлю “Меркава-5” объясняли исключительно применением новейших российских ПТУР “Корнет”.

Израильские военные даже устроили выставку трофейного оружия, которое было найдено в руинах занятых деревень. Но на израильских трофеях стояли югославские, болгарские, арабские и даже американские клейма, а современных российских так и не нашлось…

Как выяснилось, танки “Меркава-5” вполне неплохо горят после попаданий ПТУР “Конкурс”, выпуска начала 80-х, который Советский Союз продавал тогда в десятки стран.

И можно только гадать, что было бы с израильскими танками и бронетранспортерами, окажись у ливанцев те же “Корнеты”, и как далеко смогли бы залететь израильские F-16 будь у ливанцев “Иглы”. Так что Израилю есть за что быть благодарным России, которая очень разборчиво подходит к торговле вооружением…

Специально для “Щита и меча”
Владислав Влад. ШУРЫГИН

Другие материалы раздела
У ПРАВДЫ ВАРИАНТОВ НЕТ
КТО ОТВЕТИТ ЗА БАЗАР
Сегодня в стране осуществляется национальный проект “Развитие АПК”. Главная цель всех национальных проектов - повысить благосостояние граждан, сделать их жизнь более качественной. Большинство колхозников и фермеров, которых сегодня в стране насчитывается около 40 миллионов, вряд ли могут похвастаться высоким уровнем жизни на селе. Потому что вместо рыночной экономики их жизнь стал регулировать дикий рынок. Тот рынок, который сегодня создан кланом перекупщиков и торговцев, скупающих сельскохозяйственную продукцию по грабительски заниженным ценам и наживающихся на горожанах, продавая им товар уже по запредельно высоким.
О переработке и компенсации
Оплата и компенсирование рабочего время сотрудников дежурной части при графике сутки-двое.
О разнице в заработной плате
Почему работники подразделений и работники аппаратов органов внутренних дел получают разную заработную плату? Сотрудники ГУВД Волгоградской области
Рашид НУРГАЛИЕВ: Я ВЕРНУЛСЯ В ХОККЕЙНУЮ ЮНОСТЬ
- Мы с нетерпением ожидали старта чемпионата России по хоккею.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru