Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

"РОБИН ГУД" ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Жарким июльским полднем 1922 года в ворота тамбовского Казанского монастыря, где размещался губотдел ГПУ, въехала пара подвод. Хмурого вида сопровождающие, затянутые в кожанки, сволокли с телег покрытые рогожей два безымянных тела. Трупы молча затащили в кладовку и бросили на пол. Утром следующего дня была начата процедура опознания. К телам с изъеденными крысами лицами чередой вели заложников - всех, кто мог подтвердить, что убитые - это действительно Александр Антонов со своим младшим братом...

КАК ЭТО БЫЛО

Жарким июльским полднем 1922 года в ворота тамбовского Казанского монастыря, где размещался губотдел ГПУ, въехала пара подвод. Хмурого вида сопровождающие, затянутые в кожанки, сволокли с телег покрытые рогожей два безымянных тела. Трупы молча затащили в кладовку и бросили на пол. Утром следующего дня была начата процедура опознания. К телам с изъеденными крысами лицами чередой вели заложников - всех, кто мог подтвердить, что убитые - это действительно Александр Антонов со своим младшим братом...

Так была перевернута одна из самых кровавых страниц истории Гражданской войны, получившая наименование антоновщина. Или, как определяет БЭС - “кулацко-эсеровский мятеж в Тамбовской губернии”, названный по имени главаря мятежа эсера Антонова.
Как же могло случиться, что крестьяне одной из самых зажиточных губерний царской России, житницы ее центральной части, взялись за оружие против новой Советской власти? Сразу же после Февральской революции 1917 года в Тамбове прошли крестьянские губернские съезды. Они постановили: “Признать политику Временного правительства России правильной. Войну довести до победного конца... Безвозмездно собрать хлеб и другое продовольствие среди крестьян Тамбовской губернии для нужд действующей армии... Не слушать подстрекателей-большевиков, которые на самом деле никогда не были друзьями народа...” А тем временем большевики в Петрограде осенью как раз и захватили власть. Началась безжалостная продразверстка, на которую крестьяне отреагировали резким сокращением посевов. Из Москвы, в свою очередь, на Тамбовщину потянулись многочисленные уполномоченные по заготовкам в сопровождении вооруженных продотрядов.

О методах их действий в центр сигнализировали не только крестьяне, но и сами партийные и советские работники. Вот только некоторые выдержки из официальных докладных:

“В Тамбовской губернии работают продотряды под названием коммунистические. Жутко видеть все их проделки. Они выбирают все дочиста у всех без разбора. Не исключая красноармейских семей и вдов с детьми... Попутно берут что попадется под руку: сукно, сапоги, мясо, не оставляя иногда для крестьян ни фунта. Обыкновенно из реквизированного ничего не доходит до городов, поедают все продотряды на местах... Крестьяне ряда уездов уже проели не только мякину и лебеду, но и кору с деревьев”.

И подобных свидетельств в архивах сохранился непочатый край. Сами партийные и советские работники на своих совещаниях признавали: “Сложилось представление, будто для продовольственника в Советской республике все можно, поэтому репутация губпродкома (в Тамбове ими руководил Гольдин) сравнима с репутацией губчека...”

Словом, крестьянство тамбовщины оказалось перед выбором - восстать или умереть от голода. И оно восстало. Причем против коммунистов и продразверстки. (А не против Советской власти.) И о восстании этом (правда, советская историография предпочитала именовать его кулацко-эсеровским мятежом) Ленин сказал: “Для советской власти оно более опасно, чем все юденичи, колчаки и деникины вместе взятые”.

Ну а кем же был он - Александр Антонов, чье имя и получил этот самый мятеж?

Родился в Москве в 1889 году в семье отставного фельдфебеля и портнихи. Затем - переезд в Кирсанов. Учеба в трехклассном начальном училище. Работа учеником столяра. Сближение с эсерами. Вооруженные налеты для добывания денег на партийные нужды.

Судя по эпизодам его эсеровской биографии, парнем Антонов был “фартовым”, отчаянной храбрости, не без романтики и этакого робингудства. Грабил железнодорожные кассы, винные лавки, сборщиков налогов. Однажды стал известен всей России за экспроприацию почтового вагона с золотом и другими ценностями. Словом, и стрелял, и убивал, и сам попадал под полицейские пули. В 1908 году во главе группы боевиков ворвался на железнодорожную станцию и без лишних разговоров потребовал открыть сейф с деньгами. Начальник станции - отец многочисленного семейства - залился слезами и неожиданно упал в обморок. Выяснилось - две недели назад этот сейф уже был ограблен, а полиция заподозрила и обвинила в этом именно начальника станции. И здесь Антонов сделал красивый жест - выгреб из сейфа все, что там было (4 тысячи 362 рубля 25 копеек), и... выдал начальнику расписку. Эта расписка стала потом главной уликой обвинения против Антонова. В конце концов на него был объявлен всероссийский розыск. За поимку установлена награда в 1000 рублей.

Его схватили и приговорили к повешению. Лично небезызвестным Столыпиным смертная казнь была заменена вечной каторгой. Бежал, перепилив кандалы. Снова был схвачен... После Февральской революции Антонов опять появляется в Тамбовских краях. И при поддержке местных советов назначается на пост начальника... тамбовской губернской милиции. (Полиция к тому времени Временным правительством была упразднена, и волна преступности стала захватывать губернию.) Теперь, уже “именем революции”, он навел в Тамбове образцовый порядок. Сформировал дружины из рабочих вагоноремонтных мастерских, где сам когда-то (еще до эсеровской карьеры) работал. Потом Антонов оказался на посту начальника уездной милиции на своей малой родине в Кирсанове. На 350-тысячное население у него было всего 100 милиционеров. Спасал от разграбления крестьянами помещичьи усадьбы. Боролся с воровством, грабежами, бандитизмом. Но самым ярким в его милицейской биографии стало разоружение нескольких восставших чехословацких эшелонов. За это Кирсановский совет даже наградил своего начмила именным маузером.

И все бы ничего, да в июле в Советской России произошел мятеж левых эсеров. А в руках уездной ЧК оказался чей-то портфель с бумагами, из которых следовало, что основными действующими силами мятежа должна была стать местная милиция. Соответствовало ли это действительности или являлось чекистской инсценировкой - неизвестно. Но Антонов бесследно исчез, спасая свою жизнь.

И началась его бандитская карьера. В январе 1919 года он создает боевую дружину из родственников и знакомых (бывших милиционеров). Первым делом расправляется с теми коммунистами, которые недавно сами объявляли его вне закона. Страх и ужас сеял этот новоявленный Робин Гуд среди сельских советских активистов. Только за лето 1919 года в уезде его “дружинниками” было убито около сотни коммунистов. А вот большинство зажиточных крестьян, обозленных политикой продразвестки, готовы были объявить его единственным защитником от произвола властей. Поползли слухи о неуловимости Антонова. О том, что у него везде (даже в ЧК) свои люди...

Вот такой человек и встал во главе организованного выступления тамбовских крестьян. То ли сам предложил свои услуги, то ли об этом его попросили руководители первых мятежников. Знали, что у Антонова есть и люди, и деньги, и тайные склады оружия. Кроме того, он был свой, местный, овеянный легендами. Но факт есть факт. Начиная с 24 августа 1920 года и до самого конца восстания Антонов был одним из самых заметных и авторитетных его руководителей. (Вспыхнуло же восстание стихийно в селах, где крестьяне отказались сдавать хлеб и разоружили продотряд.) На территории ряда уездов возникла своеобразная “крестьянская республика” с центром в селе Каменка. Силы повстанцев росли... Этому способствовали ясность целей восставших и лозунги: “Смерть коммунистам”, “За свободную крестьянскую республику”, “За свободу торговли”. Первые успехи повышали боевой дух “Народной армии” и привлекали в нее новых повстанцев. За все время было создано до 21 номерного полка (появились знаки различия, каждый полк имел свое красное знамя с знаменитым эсеровским лозунгом “В борьбе обретешь ты право свое!”). Кроме того, Антонову постоянно сопутствовали особый полк и личная охрана. Численность бойцов доходила в феврале 1920 года до 40 тысяч, из них значительная часть - дезертиры с фронтов империалистической и гражданской войн. Восставшие выступали не против власти Советов, а, как подчеркивали на митингах, за передачу власти народу. “Ведь не для того была вырвана власть из рук царских палачей, чтобы передать ее в руки палачей-коммунистов”, - так писал Антонов.

Организация и стиль руководства, введенные Антоновым, оказались эффективными для ведения партизанских действий. Поддержка населения, наличие широко разветвленной разведки позволяли своевременно узнавать о перемещениях красных отрядов, об отправке военных и продовольственных грузов. Причем для поддержания дисциплины Антонов ввел у себя даже телесные наказания и назначал в полках палачей. Повстанцы громили первые совхозы и коммуны, портили железные дороги, убивали коммунистов и советских служащих. А вот репрессий к захваченным в плен рядовым красноармейцам Антонов не применял. И это тоже способствовало его популярности.

Восстание начало выходить за рамки Тамбовщины, находя сочувствие в соседних губерниях.

В итоге Москва вынуждена была обратить на тамбовских мятежников самое серьезное внимание. С закончивших боевые действия фронтов сняли крупные воинские контингенты, технику, включая артиллерию, бронечасти и самолеты. Всю губернию поделили на шесть боевых участков с полевыми штабами и чрезвычайными органами власти - политкомиссиями.

Не дожидаясь решений X съезда РКП(б) о замене продразверстки продналогом, Политбюро ЦК РКП(б) поручило Бухарину, Преображенскому и Каменеву “выработать и утвердить текст обращения к крестьянам Тамбовской губернии с тем, чтобы распространять его только в этой губернии, не печатая в газетах”. (Обращение, в котором объявлялось об отмене продразверстки и разрешении местного торгового обмена сельскохозяйственными продуктами.) В апреле 1921-го по предложению Ленина командующим операцией назначили  Тухачевского. Вместе с ним на Тамбовщину прибыли известные военачальники  Какурин, Уборевич, Котовский. От карательных органов командировали Ягоду и Ульриха.

Начался военный разгром антоновщины. Стратегия состояла в проведении жестокой военной оккупации повстанческих местностей, уничтожении хозяйств и разрушении домов участников мятежа и их семей, взятии заложников, в том числе из детей, создании концентрационных лагерей и репрессиях вплоть до расстрела за укрывательство “бандитов” и оружия.

К 1 марта 1921 года войска Тамбовской губернии насчитывали 40 тысяч штыков и сабель, 463 пулемета и 63 орудия, 8 аэропланов, 4 бронепоезда, 4 броневика. И это еще далеко не весь перечень того, что было тогда направлено на подавление народного восстания. Но венцом всему явился химический полк и пять отдельных химотрядов, имевших на вооружении химическое оружие - баллоны с отравляющими и удушающими газами.

Но более года регулярные части Красной Армии не могли справиться с восставшими.  Ленин был в ярости от неудач. Он прекрасно понимал, что поражение в борьбе с Антоновым смерти подобно, поэтому требовал от военного командования принятия самых чрезвычайных и решительных мер против восставших крестьян.

В целях психологического воздействия на восставших крестьян комиссия ВЦИК распространила среди населения Тамбовской губернии приказ:

“...Банда Антонова решительными действиями наших войск разбита, рассеяна и вылавливается поодиночке. Дабы окончательно искоренить все эсеро-бандитские корни и в дополнение к ранее отданным распоряжениям, полномочная комиссия ВЦИК приказывает:
1. Граждан, отказывающихся называть свое имя, расстреливать на месте, без суда.
2. Объявить приговор об изъятии заложников и расстреливать таковых в случае несдачи оружия.
3. В случае нахождения спрятанного оружия расстреливать на месте без суда старшего работника в семье.
4. Семья, в которой укрылся бандит, подлежит аресту и высылке из губернии, имущество конфискуется, а старший работник в семье расстреливается без суда.
5. Семьи, укрывающие членов семей или имущество бандитов, - старшего работника таких семей расстреливать на месте без суда.
6. В случае бегства семьи бандита имущество его распределять между верными Советской власти крестьянами, а оставленные дома сжигать или разбирать.

Настоящий приказ проводить в жизнь сурово и беспощадно... Прочитать на сельских сходках”.

Однако чувствуя, что никакими репрессиями восставших крестьян не запугать, Тухачевский прибегает к варварскому методу, содержание которого приведено в следующем приказе:

“...Для немедленной очистки лесов ПРИКАЗЫВАЮ:

Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось.
1. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов.
2. Начальнику боевых участков настойчиво и энергично выполнить настоящий приказ.
3. О принятых мерах донести.
Командующий войсками Тухачевский, начальник штаба войск Генштаба Какурин”.

Ну а когда Советской власти удалось полностью овладеть ситуацией, в губернии началась так называемая зачистка. Проводилась она силами ГПУ, ВОХР, а также наемниками - “интернационалистами”. В Тамбовской губернии были созданы концлагеря смерти. В задачу карателей входило: арест и водворение в эти лагеря семей повстанцев, включая сюда стариков самого преклонного возраста, а также женщин с грудными младенцами и детей школьного и дошкольного возрастов. (При этом матерям разрешалось оставлять при себе только тех детей, которых они кормили грудью.) Кроме этих несчастных, в лагерях очутились люди, волею судьбы по разным причинам случайно оказавшиеся в то время на территории Тамбовской губернии, а также заложники, которые были взяты в ходе подавления восстания “на всякий случай”. Затем последовал приказ всех оставшихся в живых заложников расстрелять поголовно. (Многие из них не принимали никакого участия в восстании.)

Таким образом зачистка длилась с осени 1921-го до 1923 года.

Ну а до этого, еще летом 1921-го, когда основные силы партизан были разбиты, Антонов издает последний приказ, согласно которому боевым отрядам предлагалось разделиться на группы и скрыться в лесах или разойтись по домам. Антонов надеялся, сохраняя людей и оружие, дождаться момента, когда красные выведут за пределы Тамбовской губернии свою армию. Сам он тоже исчез бесследно.

Власти не переставали искать Антонова, несколько раз нападая на его след. Наконец, получив агентурные сведения, опергруппа ГПУ, возглавляемая начальником отделения по борьбе с бандитизмом Покалюхиным, блокировала братьев Антоновых на одном из хуторов. Без сапог, в одних шерстяных носках, отстреливаясь из двух маузеров и двух браунингов, братья Антоновы попытались прорваться к лесу. Они выскочили из дома с подожженной чекистами крышей и огородами бросились в густой конопляник. (Причем старший Антонов был уже легко ранен.) Но пули настигли обоих. Это был конец.

Так вспоминал позже о том дне сам Покалюхин. Гражданская война на Тамбовщине закончилась.

А Тамбовская область, когда-то кормившая своим хлебом половину Европы, после подавления восстания еще долго не могла прокормить даже себя, хотя находилась на лучших в мире плодородных землях.

Обо всех этих тяжелейших событиях (кстати, долгие годы старательно замалчивавшихся советской историографией) осталась разве что печально известная пословица: “Тамбовский волк тебе товарищ!”

 

Другие материалы раздела
У ПРАВДЫ ВАРИАНТОВ НЕТ
ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Депутат Государственной Думы России, председатель Аграрной партии России, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России - АККОР Владимир ПЛОТНИКОВ.
Финансовая служба сообщает
О ежемесячных денежных выплатах ветеранам боевых действий и Героям Российской Федерации
О вынужденном совмещении обязанностей
Если дежурный по райотделу одновременно выполняет обязанности дежурного по ИВС, поскольку таковой штатной должности нет, положена ли ему за это льготная выслуга лет и дополнительные дни к отпуску? Г. Пошелюжный Алтайский край
ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ПРАВДА
Четвертого сентября исполнилось 60 лет доктору экономических наук, депутату Государственной Думы Российской Федерации генералу армии Анатолию Сергеевичу Куликову. О юбиляре рассказывает генерал-лейтенант внутренней службы в отставке Анатолий ПОНИДЕЛКО.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru