Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРОИЗВОЛА

Противодействие новым вызовам и угрозам, с которыми человечество столкнулось в конце XX - начале XXI века (терроризм, организованная преступность, коррупция, наркобизнес), объективно невозможно без использования правоохранительными органами и специальными службами широкого арсенала специальных средств и методов, которые находятся вне рамок уголовного судопроизводства и носят, как правило, тайный характер. Многие из таких средств и методов ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, но без их применения борьба с преступными проявлениями, особенно их тяжкими и особо тяжкими формами, теряет свою эффективность.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации,
заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор
Валерий ЗОРЬКИН.

 

Противодействие новым вызовам и угрозам, с которыми человечество столкнулось в конце XX - начале XXI века (терроризм, организованная преступность, коррупция, наркобизнес), объективно невозможно без использования правоохранительными органами и специальными службами широкого арсенала специальных средств и методов, которые находятся вне рамок уголовного судопроизводства и носят, как правило, тайный характер. Многие из таких средств и методов ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, но без их применения борьба с преступными проявлениями, особенно их тяжкими и особо тяжкими формами, теряет свою эффективность.

Использование специальных (оперативных) методов работы, обмен оперативной информацией предусмотрены во многих международно-правовых документах (конвенциях, договорах, соглашениях, резолюциях и так далее).

В Российской Федерации на законодательном уровне оперативно-розыскная деятельность регламентирована с 1992 года Законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”. В 1995 году принят Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” (ФЗ об ОРД). Помимо него, оперативно-розыскную деятельность регламентируют Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и еще целый ряд законодательных и иных нормативных актов.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности вызывает неоднозначную реакцию граждан, которые усматривают в этом ущемление своих прав и свобод и полагают, что некоторые положения законодательных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, неконституционны.

В практике Конституционного Суда с самого начала его деятельности утвердился подход, когда общепризнанные принципы и нормы международного права используются в качестве эталона, сообразуясь с которым в государстве осуществляются права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией.

В силу ст. 32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека имеет право решать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Поэтому правовые позиции Европейского Суда, излагаемые им в решениях при толковании положений Конвенции и протоколов к ней, и сами прецеденты Европейского Суда признаются Российской Федерацией как имеющие обязательный характер.

Все более активное внедрение элементов прецедентного права свидетельствует об углублении интеграции судебной системы России в международное судейское общество.

Из официального признания Россией юрисдикции Европейского Суда, обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней, следует, что российским судам необходимо учитывать в своей деятельности прецедентную практику Европейского Суда.

Этот вывод в полной мере относится и к правовым позициям Европейского Суда по правам человека по вопросам специальных средств расследования (оперативно-розыскных мероприятий).

Европейский Суд по правам человека при рассмотрении этих мер (в свете ст. 6 и 8 Конвенции о защите прав человека) признает, что для успешного решения проблемы преступности и терроризма во всем многообразии их современных форм и проявлений специальные средства расследования необходимы. Суд, стало быть, не исключает применение негласного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, агентурных операций и тому подобное. Тем не менее суд требует, чтобы вмешательство в частную жизнь и его степень были пропорциональными (соразмерными) и вызванными необходимостью. И что, возможно, еще важнее, такое вмешательство должно сопровождаться достаточными процессуальными гарантиями в отношении проведения и санкционирования таких мер с тем, чтобы избежать произвола, непредсказуемости и бесконтрольности.

Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал жалобы граждан на несоответствие Конституции РФ отдельных положений ФЗ об ОРД и иных законодательных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.

Решения Конституционного Суда по этим жалобам подтвердили конституционность положений указанного закона, сформулировали правовые позиции, имеющее существенное значение для правоприменительной практики.

В ряде определений Конституционного Суда (от 14 июля 1998 года № 86-О, от 4 февраля 1999 года № 18-О, от 21 мая 1999 года № 102-О, от 6 марта 2001 года № 58-О) рассматриваются заявления, оспаривающие конституционность положений ст. 5 ФЗ об ОРД, регламентирующей защиту государственной тайны в этой деятельности.

Конституционным Судом отмечено, что оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ее осуществлению. Проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина, в том числе права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В то же время из положений ст. 5 ФЗ об ОРД следует, что лицо, в отношении которого проводились оперативно-розыскные мероприятия, даже если оно только полагает, то есть предполагает, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать их в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

По смыслу ст. 5 ФЗ об ОРД во взаимосвязи с задачами оперативно-розыскной деятельности (ст. 2) и положениями, определяющими порядок и основания ведения дел оперативного учета (ст. 10), при неподтверждении данных о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, и, следовательно, при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия подлежат прекращению, что позволяет проверяемому лицу в порядке ч. 4 ст. 5 истребовать сведения о полученной о нем информации, а в случае отказа - обжаловать его в суд; при этом в процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность такого отказа возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. В процессе рассмотрения такой жалобы в суде орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию об обжалуемых действиях и их результатах, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие (ч. 4 ст. 5). Эти исключения не могут препятствовать судье принять законное и справедливое решение, в том числе по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда, как того требуют положения ч. 8 и 9 ст. 5 ФЗ об ОРД.

В случае признания необоснованным решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья в соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ об ОРД может обязать его предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 3 данной статьи.

Что касается лиц, привлеченных в качестве обвиняемых по уголовному делу, то в соответствии с УПК они вправе знакомиться со всеми собранными в отношении их материалами по уголовному делу, включая доказательства, полученные с использованием оперативно-розыскных мероприятий, а также со сведениями об источниках этих доказательств и порядке их получения.

Таким образом, ФЗ об ОРД, в частности его ст. 5, гарантирует судебную защиту прав граждан от возможных нарушений в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Относительно обжалования конституционности ст. 8 ФЗ об ОРД (определение от 18 декабря 2003 года № 498-О) на том основании, что ее положения позволяют сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях задержания разыскиваемого лица проникать в жилище без согласия на то проживающих там лиц и без судебного решения, Конституционный Суд дал следующее разъяснение.

Статья 8 ФЗ об ОРД устанавливает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое противоправное деяние; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведение таких оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Таким образом, ст. 8 ФЗ об ОРД не нарушает конституционных прав на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну.

В ряде заявлений в Конституционный Суд обжаловались законоположения, не допускающие участие защитника при проведении до возбуждения уголовного дела оперативно-розыскных мероприятий (например, такого, как проверочная закупка), направленных на изобличение лица в совершении преступления. По мнению заявителей, этим нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом и их права на свободу и личную неприкосновенность, на государственную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи.

В определении от 24 февраля 2005 года № 4-О отмечено, что требование об обеспечении права на помощь адвоката (защитника) не может быть распространено на случаи проведения в отношении лица оперативно-розыскного мероприятия в виде проверочной закупки в силу того, что указанное мероприятие носит характер безотлагательного и внезапного действия, подготавливаемого в условиях секретности, что исключает как предоставление лицу, в отношении которого проводится проверочная закупка, возможности свободно выбрать себе адвоката (защитника), так и привлечение адвоката к участию в этом мероприятии органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Это не означает лишение лица, в отношении которого проводится проверочная закупка, государственной защиты его прав и свобод и права на квалифицированную юридическую помощь, поскольку такое лицо в случае, если оно полагает, что в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности были нарушены его права и законные интересы, имеет право обжаловать соответствующие действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или в суд (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД). Кроме того, оно не лишается права при осуществлении, по завершении безотлагательных оперативно-розыскных мероприятий, последующей процессуальной деятельности требовать обеспечения ему квалифицированной юридической помощи адвоката (защитника) на общих основаниях.

Продолжение темы в следующих выпусках страницы “Правовое поле”.

Другие материалы раздела
Рубрику ведёт начальник Правового департамента МВД России генерал-лейтенант милиции Валерий ЧЕРНИКОВ
Сладкое покушение
Старший следователь Следственного управления при Кировском РУВД Самары капитан юстиции Екатерина Рюмшина завершила расследование сложнейшей комбинации, придуманной мошенниками, дабы “увести” с ООО “Фабрика мороженого Сам-По” огромную сумму денег. Если бы все получилось, фабрика могла стать банкротом и перейти в руки рейдеров.
ПОСТОВЫЕ ЗАПОЛЯРЬЯ
4 октября 1916 года на географических картах появился новый город - Романов-на-Мурмане. Сейчас Мурманск - крупнейший в мире город за полярным кругом - отмечает свое девяностолетие. Мурманская милиция по праву гордится своим героическим прошлым и не менее доблестным настоящим. О том, в каких условиях работают стражи порядка на Крайнем Севере, с какими трудностями им приходится сталкиваться, какие специфические служебные задачи им приходится решать, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник УВД Мурманской области генерал-майор милиции Виталий ФЕДОТОВ.
“И сколько мы вам за медаль должны?”
Это письмо, если верить подписи, написано, возможно, и не ветеранами. Но то, что оно напрямую относится к их интересам, бесспорно. Ведь речь идет о наградах за годы и годы безупречной службы.
Покорители горных вершин
Две высочайшие вершины Эльбруса покорили татарстанские милиционеры. 8 августа, несмотря на сильный ветер и туман, спортсмены поднялись на 5642 метра по западной вершине горы, а 12 августа покорили 5621-метровую отметку восточной. Свой спортивный подвиг энтузиасты посвятили Дням милиции Татарстана (25 - 26 августа) и Дню Республики (30 августа). Команду возглавил сотрудник Управления кадров МВД Республики Татарстан подполковник внутренней службы Рустем АХМЕТШИН. Мастер спорта по спортивному туризму, заслуженный путешественник России Рустем Хадиуллович предлагает вниманию читателей “путевые записки” о покорении горных вершин.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru