Актуальные темы: 
Архив номеров "Щит и меч" 2009 год

КАК НЕ РАЗБУДИТЬ ЛИХО

Поволжье - уникальное место, где на берегах великой русской реки живут разные народы, соседствуют многие культуры, и вопросы взаимного уважения, толерантности приобретают здесь особое звучание. Взять Ульяновскую область, где испокон веков насчитывается свыше ста национальностей. Причем если в большинстве российских областей, расположенных в европейской части страны, русских свыше 90 процентов, то здесь их на сегодняшний день только 70 с небольшим. 14 процентов татар, за ними по численности следуют чуваши, мордва и все остальные. Традиционные конфессии представлены православием, исламом, а совсем недавно в Ульяновскую область приехал раввин. Собственно, иудеи были и раньше, но не было священнослужителя, который бы отправлял религиозные обряды. Администрация области выделила для этих целей помещение. Теперь можно сказать, что здесь есть и иудаизм. Для полного комплекта не хватает только буддизма. О том, как в этом непростом регионе, где представлено столько разноплановых культур, решаются проблемы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, мы попросили рассказать помощника губернатора Ульяновской области, курирующего эти вопросы, Татьяну СЕРГЕЕВУ.

Поволжье - уникальное место, где на берегах великой русской реки живут разные народы, соседствуют многие культуры, и вопросы взаимного уважения, толерантности приобретают здесь особое звучание. Взять Ульяновскую область, где испокон веков насчитывается свыше ста национальностей. Причем если в большинстве российских областей, расположенных в европейской части страны, русских свыше 90 процентов, то здесь их на сегодняшний день только 70 с небольшим. 14 процентов татар, за ними по численности следуют чуваши, мордва и все остальные. Традиционные конфессии представлены православием, исламом, а совсем недавно в Ульяновскую область приехал раввин. Собственно, иудеи были и раньше, но не было священнослужителя, который бы отправлял религиозные обряды. Администрация области выделила для этих целей помещение. Теперь можно сказать, что здесь есть и иудаизм. Для полного комплекта не хватает только буддизма.
О том, как в этом непростом регионе, где представлено столько разноплановых культур, решаются проблемы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, мы попросили рассказать помощника губернатора Ульяновской области, курирующего эти вопросы, Татьяну СЕРГЕЕВУ.

Сколь бы умной и дальновидной ни была власть, без поддержки инициативных граждан многого она не сделает. Мы гораздо раньше, чем это было провозглашено в Кремле, поставили задачу развивать в своем регионе гражданское общество. И на сегодняшний день многие государственные полномочия в Ульяновской области переданы институтам гражданского общества. Так, если в каких-то субъектах вопросы межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений курируют соответствующие министерства и управления, то у нас этим занимаются общественные организации. А мы в администрации губернатора тесно взаимодействуем с этими организациями и объединениями. Так совместными усилиями и формируется политика межнациональных и межконфессиональных отношений.

Я глубоко убеждена, что религиозные и национальные чувства в человеке - самые тонкие, самые легкоранимые. Чем это объясняется, не знаю, но факт остается фактом. Приведу простой пример. Если в моем присутствии кто-нибудь нелестно отзовется об ульяновцах - я не придам этому слишком большого значения и уж тем более не стану комментировать. Если в моем присутствии скажут, что все вы бабы идиотки, я отвечу любимым анекдотом: были бы мужья генералами, были бы - генеральшами. Но если в моем присутствии представитель иной национальности затронет русских, обижусь смертельно. Если в моем присутствии иноверец обидит православного, я, будучи не слишком верующим человеком, все равно обижусь. Видимо, такие же чувства испытывают и другие люди. Не случайно экстремисты и террористы для достижения своих целей используют не гендорные чувства людей, не территориальные и даже не государственные. Они используют религиозные или национальные чувства. А раз это так, то мы должны понимать важность воспитания людей в этих вопросах. Только так можно противодействовать экстремизму. Теоретически можно, конечно, приставить к каждому человеку милиционера. Разделить все население пополам, чтобы один милиционер контролировал одного гражданина. Но кто тогда милиционеров будет контролировать? Поэтому главная задача - это воспитание. Понятно, что воспитывать восьмидесятилетнего деда - дело бесперспективное, а вот молодежь - нужно. Именно поэтому 2006 год в Ульяновской области объявлен годом молодежи. И мы в этом направлении не ограничиваемся исключительно проведением парадных мероприятий. В этом году в центре работы каждого министерства и ведомства - проблемы молодежи. За это время мы добились того, что у нас здание администрации при пропускном режиме практически стало открытым для молодежи. Кто-то с нами работает, кто-то приносит свои проекты. Моя помощница Леночка Домашевская еще недавно, будучи студенткой, проходила у нас практику, была сначала моим дублером, потом дублером губернатора. Сейчас работает в Управлении по взаимодействию с общественными объединениями и привлекает молодежь.

Так или иначе, национальный вопрос во всех регионах всегда звучал и значился в планах работы местной власти: развивать национальную культуру, давать возможность изучать национальный язык и многое другое. Делается это и у нас. Традиционно мы отмечаем национальные и религиозные праздники всех проживающих на нашей территории народов: и сабантуи, и еврейские народные праздники, и немецкие. О русских и православных праздниках я уже даже не говорю. Но около года назад мы своей главной задачей определили объединение всех народов и взаимопроникновение культур. Молодежь придумала хороший девиз, под которым мы и живем: “Мы разные, но мы вместе”. Теперь, какое бы мероприятие ни проводилось, - приглашаем всех.

Конечно, одним днем идеология не меняется, порой возникает недопонимание, но другого пути нет.

Своими союзниками в деле воспитания духовности, нравственности и патриотизма мы считаем традиционные конфессии. Поэтому не случайно подписаны соглашения о совместной работе между губернатором и епархией, между губернатором и муфтиятами (так сложилось, что у нас их два). Эти соглашения подкреплены конкретными планами, реализацию которых мы постоянно контролируем.

В конце сентября мы провели съезд православной молодежи. Готовила его областная администрация. Мы не ставили себе целью найти для церкви адептов или вбивать молодежи в головы Закон Божий.
Мероприятие проводилось в светском учреждении - культурно-досуговом центре молодежи. Пригласили молодежь из муниципальных образований области, причем юношей и девушек любых вероисповеданий, не только православных. На съезде выступали губернатор, владыка, оба муфтия. Были организованы интересные выставки. Потом всех желающих свозили на экскурсии по нескольким маршрутам в разные районы области, показали церкви, местные священники рассказали их историю. В культурно-досуговом центре было организовано несколько “круглых столов”, на которых обсуждались разные вопросы. “Православие и духовные ценности”, “Православие и семейные ценности”, “Что значит быть нравственным человеком?”, “Где границы религиозной толерантности”, “Роль православия в современном обществе” - так звучали темы “круглых столов”. Для ребят был проведен концерт духовной музыки. По итогам съезда было принято обращение молодежи, в котором говорилось о духовности и нравственности. Вечером после съезда при полном аншлаге состоялась публичная лекция Андрея Кураева о фильме “Код да Винчи”.

В ноябре примерно по такому же сценарию пройдет съезд мусульманской молодежи. Даже названия “круглых столов” будут созвучны тем, что были на православном съезде. Запланировано повезти ребят на экскурсии по мечетям, а желающих - в краеведческий и художественный музеи. Молодежь из отдаленных районов не каждый день имеет возможность в городе побывать, так что надо постараться показать и рассказать им как можно больше.

Цель подобных съездов не столько мировоззренческая, сколько культурологическая. Мы в строгом соответствии с законом никого не призываем верить или не верить. В то же время мы убеждены, что традиционные российские религии - это история культуры, история государства, история общества. И показать духовные ценности в традиционных конфессиях - задача и власти в том числе.

Столь тонкая и специфичная тема, как национальные и религиозные взаимоотношения людей, требует от нас, органов власти, серьезных познаний в этих вопросах. Чтобы не получилось так, что, пригласив мусульманина за стол с самыми лучшими чувствами, от души начать угощать его свининой, оскорбив таким образом его религиозные чувства. Простой пример. Приехал ко мне на днях раввин. Я - чиновник, многие годы проработавший в чиновничьей среде, у меня выработалась привычка здороваться и прощаться за руку. Я ему протягиваю руку, а он мне в ответ руки не подает. Извините, говорит, у нас не принято подавать руку чужой женщине. Вот так-то. Впрочем, это, конечно, мелочь, и, надеюсь, я его не обидела, но есть вещи принципиальные. Если мы будем говорить людям то, что противоречит их вере, то вместо сотрудничества получим лишь негативное к себе отношение. А разве не слышим мы на улице от тех же сотрудников милиции обидные, оскорбительные слова в адрес представителей иных народов? А разве в официальных бумагах не пишут “лицо кавказской национальности”? Я не понимаю, как выглядит это лицо. Точно так же я не понимаю, как выглядит “лицо поволжской национальности”. Как его изобразить, если здесь проживает за сто национальностей? И на Кавказе их не меньше. Даже в этой терминологии мы допускаем унижение целых народов. В одной из газет в официальном сообщении читаю: “Были задержаны рабочий машиностроительного завода, учитель и цыганка”. Но ведь цыганка - это не профессия! Почему же мы выстраиваем такой нелепый ряд? Ведь если мы других участников называем по профессии, то и ее логичнее назвать по роду занятий или безработной. Или уж говорить: русский, еврей и цыганка. Казалось бы, это мелочи, но они противопоставляют нас друг другу. Вообще мне кажется, что мы к месту и не к месту указываем национальность. Глупость интернациональна, хамство интернационально, подлость интернациональна... А еще слишком часто употребляем слова “экстремизм” и “терроризм”. Месяц назад я ездила в один наш татарский район, где захоронен очень почитаемый мусульманами человек, на примере жизни которого воспитывают молодежь. Там открывали новую мечеть, состоялся большой праздник, после которого прошла конференция. И сколько я ни уговаривала организаторов посвятить ее вопросам воспитания духовности, нравственности на примере этого почитаемого всеми человека, конференция называлась “О взаимодействии таких-то и таких-то структур по противодействию религиозному экстремизму и борьбе с терроризмом”. Я их спрашиваю: “Когда в последний раз террористы были в вашем районе?” - “Никогда”. - “Как вы понимаете религиозный экстремизм в своем районе, где 97 процентов населения татары?” - “Никак”. Зачем тогда на ровном месте вдалбливать людям в головы эти слова? Есть замечательная пословица: не буди лихо, пока оно тихо. Мы же порой сами провоцируем людей. Мы так часто твердим эти слова, что создается впечатление, будто террористы и экстремисты везде - выйди за порог, и они уже тут.

Почему-то мы вообще привыкли воспитывать на негативе, стремясь запугать. Недавно азербайджанской молодежью был проведен “круглый стол” о противодействии СПИДу и наркомании. Были приглашены врачи из СПИД-центра, наркологи. Я спрашиваю: “А кого в слушатели пригласите?” Отвечают: “Наших активистов”. “Они что, наркоманы?” - “Нет”. - “СПИДом больны?” - “Нет”. - “Так зачем же вы их, умных, светлых, хороших, будете запугивать?” Воспитать молодежь одним запугиванием не получается. И психологи говорят, что работа на негативе никакого результата не дает - это зря потраченное время. Воспитывать нужно на позитиве. Говорить о здоровом образе жизни, показывать удачных ребят. И, конечно же, активно использовать институты традиционных конфессий.

Как-то наши ветераны, коммунисты старой закалки, мне выговаривали: чего ты, мол, с попами связалась? Я им на это ответила. Вот вы, говорю, Сталина уважаете и почитаете. Но вспомните, когда на СССР напали фашисты, то атеист Иосиф Виссарионович обратился к церкви и взял ее в союзники, понимая, что людям в такой трудной ситуации нужно что-то, что давало бы надежду на помощь, нужна вера в чудо в конце концов. Когда очень трудно, хочется на чудо надеяться. И это сыграло свою роль. А что, в сегодняшней России легче? Сейчас еще труднее. Тогда было страшно, но понятно: там враг, здесь свои. А где сейчас враг? Он везде. Причем наш собственный, российский. Он с экранов телевизоров, из книг, из газет. Даже ценности сегодня государством не объявлены, не объявлены и приоритеты молодежной политики. По большому счету государство не сказало: что такое хорошо и что такое плохо. Какая молодежь сегодня считается хорошей? Та, для которой главной, а порой и единственной ценностью являются деньги? Во всяком случае, плохой ее никто не называл. Или та, которая, несмотря ни на что, получает образование, работает за нищенскую зарплату учителем или врачом? И про них никто не сказал, что это хорошо или плохо. Увы, сегодня нет поддержки молодежи. Многие ребята начинают взрослую жизнь с осознания собственной ненужности. С таким чувством взрослый-то сломается, а дети? Мы, выбросив идеологию коллективизма, братства, которая была в советские времена, не дали ничего взамен. А природа не терпит пустоты, вакуум тут же заполнился, причем не всемирной цивилизацией, а всемирной канализацией. Сегодня нам сливают все, что не нужно цивилизованному миру. Так что нынешняя идеологическая ситуация для молодежи крайне опасна. И наша задача -  помочь молодежи выжить духовно, сохранить для нее все лучшее, что есть в богатой культуре России.

Записала Богдана ЛАГУТИНА
Фото автора

Другие материалы раздела
Рубрику ведёт начальник Правового департамента МВД России генерал-лейтенант милиции Валерий ЧЕРНИКОВ
Обратная связь
На письма читвтелей отвечают специалисты
ПРАВОПОРЯДОК - ЛИЦО ГОРОДА
Узнать мнение первого лица крупного города о криминогенной ситуации на подведомственной муниципальным властям территории, о работе правоохранительных органов для журналиста милицейской газеты архиинтересно. Поэтому один из первых телефонных номеров, который я набрал, когда приехал в столицу Заполярья, был адресован в пресс-службу мэрии. Ответ не заставил себя долго ждать. Михаил Савченко - глава администрации города-героя Мурманска - принял меня на следующий же день.
“И сколько мы вам за медаль должны?”
Это письмо, если верить подписи, написано, возможно, и не ветеранами. Но то, что оно напрямую относится к их интересам, бесспорно. Ведь речь идет о наградах за годы и годы безупречной службы.
Покорители горных вершин
Две высочайшие вершины Эльбруса покорили татарстанские милиционеры. 8 августа, несмотря на сильный ветер и туман, спортсмены поднялись на 5642 метра по западной вершине горы, а 12 августа покорили 5621-метровую отметку восточной. Свой спортивный подвиг энтузиасты посвятили Дням милиции Татарстана (25 - 26 августа) и Дню Республики (30 августа). Команду возглавил сотрудник Управления кадров МВД Республики Татарстан подполковник внутренней службы Рустем АХМЕТШИН. Мастер спорта по спортивному туризму, заслуженный путешественник России Рустем Хадиуллович предлагает вниманию читателей “путевые записки” о покорении горных вершин.
Новости 24
Интересное в сети
© 2006-2013 Информационное издание Симеч. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на www.simech.ru обязательна.
E-mail:contact@simech.ru
Размещение рекламы: reklama@simech.ru
Часть материалов может содержать информацию,
не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Архив номеров газеты "Щит и меч" | www.simech.ru